Проверяемый текст
Спиридонова Светлана Борисовна. Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 26]

не сможет осмыслять собственные действия и поступки.
Другими словами, каждая стадия развития самопознания подготавливает условия для использования более сложного приема самопознания.
Нельзя человека научить самоосмыслению, самоанализу, если он испытывает трудности в самонаблюдении и самовосприятии.
И.И.Чеснокова определяет самопознание как один из процессов самосознания, выступающий в единстве с другими внутренними процессами эмоционально ценностным отношением к себе и саморегулированием поведения
[138].
Становление самопознания, его функционирование и развитие происходит путем накопления знаний о себе, их эмоционально ценностной оценке и включения их в реальную деятельность и поведение.
Источником этих знаний является окружающий предметный мир и социум, с которыми взаимодействует человек.
Внутренняя же работа по накоплению знаний о себе заключается в механизмах, преломляющих и перерабатывающих поступающие извне сведения.
Эти феномены обеспечивают накопление содержания представлений о себе, которые после присвоения и превращения в
«Я» субъекта являются результатом, продуктом процесса самосознания.
И.И.Чеснокова отмечает, что сначала знания о себе
«выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности, далее эти ситуативные образы себя интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном «Я» как субъекте, отличном от других субъектов» [138].
По мнению И.И.Чесноковой, самопознание это начало процесса самосознания, и поэтому самосознание во многом зависит от объективности знаний о себе, полученных в результате самопознания, т.е.
от адекватности сформировавшегося образа Я.
Самопознание является сложным многоуровневым процессом.
На первом уровне, он осуществляется через
26
[стр. 17]

17 вид (по мнению автора) имеет множество разных “образов Я”, которые конструируются под разными углами зрения” [75; 64].
И.И.
Чеснокова определяет самопознание как один из процессов самосознания, выступающий в единстве с другими внутренними процессами -эмоционально-ценностным отношением к себе и саморегулированием поведения
[180, 181, 182, 183, 184].
Становление самопознания, его функционирование и развитие происходит путем накопления знаний о себе, их эмоционально-ценностной оценке и включения их в реальную деятельность и поведение.
Источником этих знаний является окружающий предметный мир и социум, с которыми взаимодействует человек.
Внутренняя же работа по накоплению знаний о себе заключается в механизмах, преломляющих и перерабатывающих поступающие извне сведения.
Эти феномены обеспечивают накопление содержания представлений о себе, которые после присвоения и превращения в
“Я” субъекта являются результатом, продуктом процесса самопознания.
И.И.
Чеснокова отмечает, что сначала знания о себе
“выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности, далее эти ситуативные образы себя интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном “Я” как субъекте, отличном от других субъектов” [184; с.
121].
По мнению И.И.
Чесноковой, самопознание это начало процесса самосознания, и поэтому самосознание во многом зависит от объективности знаний о себе, полученных в результате самопознания, т.е.
от адекватности сформировавшегося образа Я.
Самопознание является сложным многоуровневым процессом.
На первом уровне, он осуществляется через
соотнесение себя с другими людьми.
Здесь активно работают механизмы познания себя через познания другого и социального сравнения.
Сначала в предмет наблюдения и самона

[Back]