И хотя Олпорт называет этот аспект развития проприума рациональным управлением самим собой, он подчеркивает наличие у ребенка на этой стадии сильного конформизма, морального и социального послушания. Следующая форма развития самосознания определяется так называемым пронриативным стремлением и связывается Олпортом с подростковым возрастом. Для него характерно: постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл. Это стремление развивается и на последующих этапах жизни человека. Но только обобщенное чувство самости, сформированность всех аспектов «Я» и зрелость самосознания позволяют оформиться ему в стремление к самосовершенствованию. Для определения этого уровня Олпорт вводит еще один аспект проприума познание самого себя, который стоит над всеми остальными и синтезирует их. По мнению автора, на заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию. Многие авторы выделяют в образе Я различные компоненты. Но у всех так или иначе присутствуют понятия Я-реалыюе и Я-ццсальное. По К.Роджерсу, Я концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, и то, как он видит себя в связи с различными жизненными ролями. Я концепция включает и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент "Я" называется Я идеальное. Оно отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока еще не имеет. Это "Я”, которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Именно Я-идеальнос придает Я-концепции особую значимость в субъективном мире человека, так как оно связано с ценностями, которые применяются индивидом к собственным переживаниям и которые являются частью структуры самости. В случае несоответствия поведения собственному "Я" и этим ценностям у человека возникает пережи35 |
20 нания, вводит понятие “проприума” и выделяет семь различных аспектов, с точки зрения которых происходит его развитие с детства до зрелости. На границе дошкольного и школьного детства образ себя, по мнению автора, не имеет еще четкости, ясности и какой-либо перспективы. Олпорт отмечает, что “в детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии” [199; 123]. В возрасте 6-12 лет проириум человека выступает в довольно противоречивой форме. С одной стороны ребенок начинает осознавать свою способность находить рациональное решение повседневных жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. В этом возрасте появляется рефлексивное и формальное мышление. С другой стороны ребенок еще не чувствует себя морально независимым, еще сильна позиция значимых других, нет уверенности в себе и своих возможностях. И хотя Олпорт называет этот аспект развития проприума рациональным управлением самим собой, он подчеркивает наличие у ребенка на этой стадии сильного конформизма, морального и социального послушания. Следующая форма развития самосознания определяется так называемым проприативным стремлением и связывается Олпортом с подростковым возрастом. Для него характерно: постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске решения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл. Это стремление развивается и на последующих этапах жизни человека. Но только обобщенное чувство самости, сформированность всех аспектов “Я” и зрелость самосознания позволяют оформиться ему в стремление к самосовершенствованию. Для определения этого уровня Олпорт вводит еще один аспект проприума познание самого себя, который стоит над всеми остальными и синтезирует их. По мнению автора, на заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к са 22 считаться первоначальной формой детского самосознания. В дальнейшем целый ряд сложных преобразований приводит ребенка к той форме самосознания, которая характерна уже для детей подросткового возраста. Она заключается в возникновении у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки. Самопознание детей исследуется также с точки зрения становления . структурных компонентов этого процесса и его продукта образа Я. Выделение составляющих образа Я весьма разнообразно. Многие авторы [15, 44, 205, 134, 166] выделяют в образе Я различные компоненты. Но у всех так или иначе присутствуют понятия Я-реальное и Яидеальное. Но Роджерсу, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек * воспринимает как часть себя, и то, как он видит себя в связи с различными жизненными ролями. Я-концепция включает и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент “Я” называется Яидеальное. Оно отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока еще не имеет. Это “Я", которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Именно Я-идеальное придает Я-концепции особую значимость в > субъективном мире человека, так как оно связано с ценностями, которыеприменяются индивидом к собственным переживаниям и которые являются частью структуры самости. В случае несоответствия поведения собственному “Я” и этим ценностям у человека возникает переживание угрозы для целостности Я-концелции, проявляющейся как в осознанном виде, так и в виде тревоги. Р. Бернс выделяет в Я-концепции три мод&чьности: Я-реальное, включающее в себя представления индивида о том, каков он на самом деле; Язеркалыюс, включающее в себя представления индивида о том, каким его видят другие; Я-идеальное представление индивида о том, каким бы он хотел стать. Взаимосвязь этих модальностей в образе Я во многом определяет проI |