Проверяемый текст
Спиридонова Светлана Борисовна. Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте (Диссертация 1999)
[стр. 36]

вание угрозы для целостности Я-концепции, проявляющейся как в осознанном виде, так и в виде тревоги.
Р.Бернс выделяет в Я концепции три
модальности: Я реальное, включающее в себя представления индивида о том, каков он на самом деле; Я зеркальное, включающее в себя представления индивида о том, каким его видят другие; Я идеальное представление индивида о том, каким бы он хотел стать.
Взаимосвязь этих модальностей в образе Я во многом определяет
процесс самопознания и отношения к себе.
По мнению автора, Я идеальное часто складывается из представлений, отражающих желания, стремления человека.
Иногда эти представления бывают оторваны от реальности.
Большое расхождение между реальным и идеальным Я может вести к болезненным переживаниям и депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.
Можно рассматривать Я идеальное также как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т.е.
как набор черт собственной личности, которые необходимы для достижения нормальной жизнедеятельности, а иногда и совершенства.
Р.Бернс, ссылаясь на многочисленные исследования, утверждает, что
«представления детей о том, какими они хотели бы быть, складываются приблизительно к концу начальной школы» [11].
Я идеальное у детей может выполнять различные функции.
Иногда этот образ является в подлинном смысле идеалом и предполагает большой перевес положительных качеств над отрицательными, которые содержатся в Я реальном.
И тогда дети пытаются строить свое поведение, ориентируясь на этот идеал.
Иногда наличие Я идеального помогает детям контролировать свои спонтанные импульсы.
Очевидно, что в идеальном образе Я скрыт механизм контроля за своей импульсивностью, который обеспечивает социально одобряемое поведение, хотя бы за счет появления чувства вины, неспокойной совести или повышения чувства тревожности.
В свете
этою приобретают важ36
[стр. 22]

22 считаться первоначальной формой детского самосознания.
В дальнейшем целый ряд сложных преобразований приводит ребенка к той форме самосознания, которая характерна уже для детей подросткового возраста.
Она заключается в возникновении у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки.
Самопознание детей исследуется также с точки зрения становления .
структурных компонентов этого процесса и его продукта образа Я.
Выделение составляющих образа Я весьма разнообразно.
Многие авторы [15, 44, 205, 134, 166] выделяют в образе Я различные компоненты.
Но у всех так или иначе присутствуют понятия Я-реальное и Яидеальное.
Но Роджерсу, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек * воспринимает как часть себя, и то, как он видит себя в связи с различными жизненными ролями.
Я-концепция включает и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть.
Этот последний компонент “Я” называется Яидеальное.
Оно отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока еще не имеет.
Это “Я", которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Именно Я-идеальное придает Я-концепции особую значимость в > субъективном мире человека, так как оно связано с ценностями, которыеприменяются индивидом к собственным переживаниям и которые являются частью структуры самости.
В случае несоответствия поведения собственному “Я” и этим ценностям у человека возникает переживание угрозы для целостности Я-концелции, проявляющейся как в осознанном виде, так и в виде тревоги.
Р.
Бернс выделяет в Я-концепции три
мод&чьности: Я-реальное, включающее в себя представления индивида о том, каков он на самом деле; Язеркалыюс, включающее в себя представления индивида о том, каким его видят другие; Я-идеальное представление индивида о том, каким бы он хотел стать.
Взаимосвязь этих модальностей в образе Я во многом определяет
проI

[стр.,23]

цесс самопознания и отношения к себе.
По мнению автора, Я-идеальное часто складывается из представлений, отражающих желания, стремления человека.
Иногда эти представления бывают оторваны от реальности.
Большое расхождение между реальным и идеальным Я может вести к болезненным переживаниям и депрессии, обусловленной недостижимостью идеала.
Можно рассматривать Я-идеальное также как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, т.е.
как набор черт собственной личности, которые необходимы для достижения нормальной жизнедеятельности, а иногда и совершенства.
Р.
Бернс, ссылаясь на многочисленные исследования, утверждает, что
“представления детей о том, какими они хотели бы быть, складываются приблизительно к концу начальной школы”[15; 93].
Я-идеальное у детей может выполнять различные функции.
Иногда этот образ является в подлинном смысле идеалом и предполагает большой перевес положительных качеств над отрицательными, которые содержатся в Яреальном.
И тогда дети пытаются строить свое поведение, ориентируясь на этот идеал.
Иногда наличие Я-идеального помогает детям контролировать свои спонтанные импульсы.
Очевидно, что в идеальном образе Я скрыт механизм контроля за своей импульсивностью, который обеспечивает социально одобряемое поведение, хотя бы за счет появления чувства вины, неспокойной совести или повышения чувства тревожности.
В свете
этого приобретают важность проблемы формирования у ребенка образа Я-идеального так или иначе более зрелого и совершенного по сравнению с его реальным Я.
С.Г.
Якобсон и Г.И.
Морсва [103, 196, 197], исследуя механизмы саморегуляции в детском возрасте, выявила один из видов Я-идеального Яиотенциальное, которое отражает возможные характеристики образа Я в случае совершения или несовершения какого-либо поступка.
Автор приходит к выводу о том, что расслоение образа Я на Я-реальное и Я-потенциальное при стрем

[Back]