Позже Я идеальное параллельно с этой функцией начинает осуществлять и мотивирующую функцию. Источник мотивации для достижения желаемых качеств заключен в осознаваемом различии между Я реальным и Я идеальным. Установлено, что для осуществления мотивирующего воздействия это различие должно иметь оптимальное значение. Незначительное различие Я реального и Я идеального говорит о полной самоудовлетворенности. Человеку не к чему стремиться. Слишком большое различие может осознаваться человеком как непреодолимое. В случае оптимального расхождения Я реального и Я идеальною, последнее начинаег определять как ближние, так и дальние цели саморегуляции и ее высшей формы самосовершенствования. Отечественные исследователи посвятили свои работы вопросам биологических, социальных и психологических истоков этого личностного феномена в детском возрасте. По мнению Л.И.Божович, разви тие самосознания уходит корнями глубоко в детство и начинается с отражения мозгом элементарных раздражителей, идущих от самого организма и возникающих, когда ребенок направляет действия на самого себя. Тогда появляется целостное самоощущение, которое может считаться первоначальной формой детского самосознания. В дальнейшем целый ряд сложных преобразований приводит ребенка к той форме самосознания, которая характерна уже для детей подросткового возраста. Она заключается в возникновении у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки. Проблему возникновения самосознания, начиная с самых ранних онтогенетических стадий, рассматривает В.В.Столин [118]. По его мнению, осознание себя можно связывать уже с ощущениями, свойственными человеческому зародышу. Далее происходит процесс дифференциации внешних и внутренних ощущений, осознание зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения. 38 |
мопознанию. ✓ В.В. Столин рассматривает проблему возникновения самосознания, начиная с самых ранних онтогенетических стадий. По его мнению, осознание себя можно связывать уже с ощущениями, свойственными человеческому зародышу. Далее происходит процесс дифференциации внешних и внутренних ощущений, осознание зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения. Развитие самосознания продолжается с появлением возможности выразить свое эмоциональное отношение к окружающему. Перенос знаний, сформированных относительно другого человека, на самого себя происходит по мере развития социальной перцепции, интеллекта и сознания ребенка. Далее у ребенка появляется эмпатическая способность к усвоению чужой точки зрения и оценок окружающих. И, наконец, в подростковом возрасте возникает рефлексия и нравственная самооценка. И.С. Кон отмечает, что отдельные компоненты самосознания складываются у ребенка постепенно [72, 73, 74, 75]. Исследование генезиса самосознания, по мнению автора, концентрируются вокруг четырех проблем. Во-первых, переход младенца от реактивности к активности и связанное с этим формирование механизмов психической саморегуляции. Во-вторых, распознавание ребенком своего образа и овладение личными местоимениями. В-третьих, эволюция детских самооценок. И, в-четвертых, формирование сознательного “Я” и социальное самоопределения. Автор подчеркивает, что степень когнитивной сложности “образа Я” последовательно возрастает от младших возрастов к более старшим. По мнению Л.И. Божович, развитие самосознания уходит корнями глубоко в детство и начинается с отражения мозгом элементарных раздражителей, идущих от самого организма и возникающих, когда ребенок направляет действия на самого себя. Тогда появляется целостное самоощущение, которое может 21 22 считаться первоначальной формой детского самосознания. В дальнейшем целый ряд сложных преобразований приводит ребенка к той форме самосознания, которая характерна уже для детей подросткового возраста. Она заключается в возникновении у подростков представлений и мыслей о свойствах собственной личности и их оценки. Самопознание детей исследуется также с точки зрения становления . структурных компонентов этого процесса и его продукта образа Я. Выделение составляющих образа Я весьма разнообразно. Многие авторы [15, 44, 205, 134, 166] выделяют в образе Я различные компоненты. Но у всех так или иначе присутствуют понятия Я-реальное и Яидеальное. Но Роджерсу, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек * воспринимает как часть себя, и то, как он видит себя в связи с различными жизненными ролями. Я-концепция включает и то, какими, как мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Этот последний компонент “Я” называется Яидеальное. Оно отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока еще не имеет. Это “Я", которое человек больше всего ценит и к которому стремится. Именно Я-идеальное придает Я-концепции особую значимость в > субъективном мире человека, так как оно связано с ценностями, которыеприменяются индивидом к собственным переживаниям и которые являются частью структуры самости. В случае несоответствия поведения собственному “Я” и этим ценностям у человека возникает переживание угрозы для целостности Я-концелции, проявляющейся как в осознанном виде, так и в виде тревоги. Р. Бернс выделяет в Я-концепции три мод&чьности: Я-реальное, включающее в себя представления индивида о том, каков он на самом деле; Язеркалыюс, включающее в себя представления индивида о том, каким его видят другие; Я-идеальное представление индивида о том, каким бы он хотел стать. Взаимосвязь этих модальностей в образе Я во многом определяет проI 24 лении сохранить исходный положительный образ себя является одним из основных психологических факторов моральной саморегуляции поведения. ]Механизмы саморегуляции запускаются, если ребенок осознает угрозу положительному образу себя, в содержание которого входит такая характеристика, как соблюдение моральных норм и принципов [195; 36]. Автор утверждает, что релятивная функция образа Я возникает уже на границе дошкольного и школьного возраста с развитием способности представлять себе свое будущее поведение и переживать отношение к этому воображаемому поступку, а также понимать, что такое отношение будут сопровождать не только воображаемый, но и , тем более, реальный поступок [196; 41]. В младшем школьном возрасте эти способности обеспечиваются развитием рефлексии и операции планирования интеллектуальных предпосылок саморегуляции, а также развитием морального сознания и ценностных ориентаций. Исследования венгерских психологов, направленные на изучение содержания, соотношения и функций образа Я показали, что “понятие идеального Я можно рассматривать сложившимся в начале младшего школьного возраста” [65; 53]. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать желаемые качества, которые интегрируются, образуют определенную иерархию и превращаются в более или менее целостный образ Я. Иерархия, в которую выстраиваются желаемые качества, в младшем школьном возрасте подвержена влиянию ценностей, принятых ребенком. Я идеальное на этом этапе несет в себе функцию ценностных ориентиров. Позже Я-идеальное параллельно с этой функцией начинает осуществлять и мотивирующую функцию. Источник мотивации для достижения желаемых качеств заключен в осознаваемом различии между Я-реальным и Я-идеальным. Установлено, что для осуществления мотивирующего воздействия это различие должно иметь оптимальное значение. Незначительное различие Яреального и Я-идеального говорит о полной самоудовлетворенности. Человеку |