процесс, важно объединить три решающих педагогических фактора: нравственноволевое воспитание в школе, нравственно-деловое воспитание в семье, приазечение к воспитанию лучших представителей общества. Знают ли наши школьники тех, кем может гордиться Россия? Исследование, проведенное нами в ряде школ Кузбасса, показывает знают очень мало. В лучшем случае называют Александра Невского, Дмитрия Донского. Наши школьники в качестве «светочей», как правило, называют полководцев, а вот поэтов, писателей, композиторов, путешественников и др. практически не вспоминают. При выборе выдающихся людей, которых должны знать школьники, мы руководствовались не только их общественным положением, но и другими критериями: нравственно-эстетическими, духовными, психологическими. В речи на торжественном собрании в день 103 годовщины Петербургского университета 21 февраля 1922 года, Питирим Сорокин, обращаясь к студентам, сказал: «Отправляясь в путь, запаситесь датее совестью, моральными богатствами.... придется подумать Вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Настало время от ряда былых спутников отказаться: они завели нас в пропасть. Я бы взял в качестве таких лиц Нила Сорского, Сергея Радонежского, носителя идеалов старца Зосима; Толстого и Достоевского. Такие «спутники», по моему мнению, не обманут». В ходе опроса экспертов мы выделили черты, которые характеризовали лучших сынов России: • широкий, глубокий, трезвый, практический ум; • мудрость в понимании людей, состояния государства, видение самых сложных и первоочередных проблем и правильность разрешения их, удовлетворение насущных народных нужд; • политическая способность и опытность; • организационная даровитость; • национальная преданность; • патриотическая настроенность; |
ролу. При анализе былин школьники пытаются представить и восстановить идеальное представление о героическом характере. Изучая песни они обращаются к выявлению нравственных устоев русской жизни, ее душевности, искренности, мудрости. Фольклор входит и в программу по литературе, а на спецкурсе школьники более глубоко , серьезно изучают произведения русского народного творчества, анализируют их с точки зрения исконно русских ценностей. Заключительными курсами программы воспитания граж данина являются спецкурсы: "'Светочи России'’ и "Основы права". Основная задача курса "Светочи России" показать уч ащ и м ся, что история России это не история войны, а история людей, история "заселена" людьми и какими людьми! Знание персонажей истории важно по ряду соображений. Но особенно важно следую щее: черты лучших людей, ушедших из жизни, помогают открывать их черты в наших современниках" (54, с.4). Знают ли наши школьники тех, кем может гордится Россия? Исследование, проведенное нами в ряде школ Кузбасса, показывает знают очень мало. В лучшем случае называют Александра Невского, Дмитрия Донского. Наших современников не называют. А вот каждый выпускник школы США прекрасно знает биографии не менее 24 своих великих соотечественников. Наши школьники в качестве "светочей", как правило, называют полководцев, а вот поэтов, писателей, композиторов, путешественников и др. практически не вспоминают. При выборе выдающихся людей, которых должны знать школьники, мы руководствовались не только их общественным по ложением, но и другими критериями: нравственно-эстетическими, духовными, психологическими. В речи на торжественном собрании в день 103 годовщины П етербургского университета 21 февраля 1922 года, Питирим С орокин обращаясь к студентам сказал: "'Отправляясь в путь, запаситесь далее совестью, моральными богатствами. .. придется подумать Вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Настало время от ряда былых спутников отказаться: они завели нас в пропасть. Я бы взял в качестве таких лиц Нила Сорского, Сергея Радонежского, носителя идеалов старца Зосима; Толстого и Достоевского. Такие “спутники”, по моему мнению, не обманут". В ходе опроса экспертов мы выделили черты, которые характеризовали лучших сынов России: • широкий, глубокий, трезвый, практический ум; • мудрость в понимании людей, состояния государства, видение самых сложных и первоочередных проблем и правильность разрешения их, удовлетворение насущных народных нужд; • политическая способность и опытность; • организационная даровитость; • национальная преданность; • патриотическая настроенность; • жертвенное служение; • моральная высота, чуткость к голосу совести; • гражданственность; • просвещенный абсолютизм. Но для всех них самым главным была любовь к Родине. В философской повести А.Ф.Лосева "Ж изн ь" есть такие с л о ва: “Да! Я буду говорить о любви бескорыстной и прежде всего о |