В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами (Т.К.Ахаян, А.В.Беляев, Л.П.Буева, Г.Я.Гревцова, Р.Г.Гурова, А.С.Саломаткин, В.Д.Семенов, Н.А.Томин, Г.Н.Филонов и др.). Гражданственность, как сложное личностное образование, в структурном отношении характеризуется рядом качеств. Наиболее важные из них патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие. «Гражданственность как ведущая черта личности, отмечает Б.З.Вульфов, проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного»1. На наш взгляд, раскрытие сущности гражданского воспитания должно осуществляться в парадигме, основанной на единстве культуры достоинства и культуры полезности (А.Г.Асмолов), абсолютности интересов личности и относительности стратегии гражданского воспитания: от прав, интересов, достоинства личности к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Она требует не просто упоминания о достоинстве в качестве общего места, а серьезной разработки путей и средств формирования личностного достоинства, учета основных факторов, оказывающих влияние на эффективность этого процесса. Природа достоинства не может быть понята без связи его с индивидуализмом, в содержании которого необходимо видеть не только отрицательный, но и положительный смысл, без связи с оценкой роли успеха в 1Вульфов Б.З. Цель и сущность гражданского воспитания//Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г.Н.Филонова. М.: Педагогика, 1990. С.29-35. |
преждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости (Э.Ф.Зеер, В.П.Зинченко, Г.Л.Карпова, И.С.Кон, Б.С.Круглов, В.М.Ш епель, В.А.Ядов и др.). В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющ ий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами (Т.К.Ахаян, А.В.Беляев, Л.П.Буева, Г. Я. Гревцова, Р. Г. Гурова, А.С.Саломаткин, В. Д.Семе нов, Н.А.Томин, Г.Н.Филонов и др.). Гражданственность как сложное личностное образование в А Л / структурном отношении характеризуется ряд^качеств. Наиболее важные из них патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному сам оопределению, культура межнационального общения и другие. “ Гражданственность как ведущая черта личности, отмечает Б .3.Вульфов,проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего с о б с т в е н н о г о " ^ ^ с.31). Одним из важнейших интегративных признаков граж данственности, а также критерием ее сформированности является наличие гражданской позиции. Ядро понятия "‘гражданской позиции"гражданское сознание личности органически сочетается с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельно нравственным человеком, но не обладать осознанной гражданской позицией, проявляющейся в социальной действительности, в отношении к Отечеству. Можно говорить о гражданской направленности личности, наличии у человека гражданской позиции только в том случае когда патриотизм, гордость за страну, осознание потребности в ее защ и те, достижение не только личных, но и общественных интересов, социальная активность стали основой поведения, чертой характера, Единство правового и нравственного выражается в таких нормах поведения в гражданском общ естве, как терпимость, справедливость, уважение окружающих, гуманность, которые находят свое закрепление не только в морально-этических правилах, но и в правовых актах. Исследование показало, что главный недостаток имеющихся подходов к пониманию сущности гражданского воспитания и задач заключается в том, что они строятся в парадигме воспитания л и ч ности, полезной обществу, государству. Целевая ориентация на “ культуру полезности" порождает и соответствующую логику в определении стратегии воспитания: от усвоения и выполнения обязанностей, осознания долга перед о б ществом, государством к правам, интересам, достоинству личности. На наш взгляд, раскрытие сущности гражданского воспитания должно осуществляться в парадигме, основанной на единстве культуры достоинства и культуры полезности, абсолютности интересов личности и относительности стратегии гражданского воспитания: от прав, интересов, достоинства личности к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством. Она требует не просто упоминания о достоинстве в качестве общ его места, а серьезной разработки путей и средств формирования личностного д о с тоинства, учета основных факторов, оказы ваю щ их влияние на эф фективность этого процесса. Природа достоинства не может быть понята без связи его с индивидуализмом, в содержании которого необходимо видеть не только отрицательный, но и положительный смысл, без связи с оценкой роли успеха в жизни человека. С обл ю дение данного условия позволит граж данственности выступить критерием внутреннего развития личности, степени ее цивилизованности (200). Успешность перехода на новую парадигму граж данского воспитания во многом будет зависеть от необратимости и интенсивности процессов гуманизации и демократизации образования. Восприятие гуманистической идеологии как м ировоззренческой, м орально-этической основы жизнедеятельности средней школы о р и ентирует всех участников педагогического процесса на изменение системы ценностей , на формирование нового типа личности. Ему свойственны чувства собственного достоинства, самоуваж ения, подкрепляемого общественным признанием уровня проф ессионализм а, качества результатов труда. В то же время это человек, сп о собный преодолевать профессиональный эгоизм, осознаю щ ий гражданскую ответственность за судьбу О течества. О сновной признак интеллигентности интеллектуальная и духовная свобода, регулируемая глубоко выстраданными принципами и прежде всего совестью. Изучение ведущих тенденций становления гражданского о б щ ества и российской государственности, получивших отражение в характере изменений в системе образования, в педагогической нау |