Проверяемый текст
Нечаева, Ольга Алексеевна; Повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, 2006
[стр. 44]

только в отечественной педагогической литературе, но и в трудах русского педагогического зарубежья.
Среди них И.А.
Ильин (1883-1954
гг.) православный философ и педагог.
В 1918 г.
он представил в университетский совет диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», и ему были присуждены сразу две ученые степени: магистра и доктора наук.
В этом же году И.А.
Ильин трижды подвергается аресту и суду революционного трибунала (оправдан «за недоказанностью обвинения»).
В сентябре 1922 г.
И.А.
Ильин вместе с другими выдающимися учеными и деятелями культуры был выслан из России за «непризнание Советской власти».
Шестнадцать лет
пребывал в эмиграции.
Он являлся профессором Русского научного института в Берлине и редактором журнала «Русский колокол».
С приходом нацистов к власти И.А.
Ильину
грозила тюрьма или концлагерь.
В 1938 г.
ему удается вырваться из фашистской
Германии.
С помощью друзей, в частности композитора и пианиста С.В.
Рахманинова, он обосновался в пригороде Цюриха, где жил и трудился до конца жизни.
Обосновывая педагогическое содержание
профессиональной подготовки студентов в «Опытах православной педагогики», он писал: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
Образование, само по себе, есть дело формальное.
Оно дает формальные умственные умения сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать.
Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа.
Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей.
Философ Гераклит был прав: никакое «многознание не научает иметь Ум».
Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости.
Полуобразование уводит от духа и от Бога.
Беспринципность ведет на службу к дьяволу.
Всякое
43
[стр. 30]

Эта логическая, формальная сторона образования в настоящее время очень слаба»1.
Общим для всех авторов было стремление наметить определенную периодизацию историко-педагогического процесса развития учебной деятельности.
Каптерев намечал три периода «церковный», «государственный» и «общественный»; Медведков, в целом соглашаясь с этой схемой и с определением первых двух периодов, обозначал третий период «научной педагогики».
Соколов разделял всю историю учебной деятельности в России на «дохристианский» и «христианский» периоды, выделяя внутри второго две стадии «клерикально-церковнотеологическую» и «светско-гуманистически-реалистическую».
Важной отличительной чертой педагогических работ 90-х гг.
было осознание значимости педагогического обоснования теории и методики учебной деятельности для решения современных проблем образования.
Проведенное исследование показывает, что вопросы развития учебной деятельности профессорско-преподавательского состава вузов России были представлены не только в отечественной педагогической литературе, но и в трудах русского педагогического зарубежья.
Среди них И.А.
Ильин (18831954)
православный философ и педагог.
В 1918 г.
он представил в университетский совет диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», и ему были присуждены сразу две ученые степени: магистра и доктора наук.
В этом же году И.А.
Ильин трижды подвергается аресту и суду революционного трибунала (оправдан «за недоказанностью обвинения»).
В сентябре 1922 г.
И.А.
Ильин вместе с другими выдающимися учеными и деятелями культуры был выслан из России за «непризнание Советской власти».
Шестнадцать лет
эмиграции.
Он профессор Русского научного института в Берлине и редактор журнала «Русский колокол».
С приходом нацистов к власти И.А.
Ильину
грозит тюрьма или концлагерь.
В 1938 г.
ему удается вырваться из фашистской
1Каптерев П.Ф.
Дидактические очерки: теория образования.
-Пг., 1915.
-С.47-48.
30

[стр.,31]

Германии.
С помощью друзей, в частности композитора и пианиста С.В.
Рахманинова, он обосновался в пригороде Цюриха, где жил и трудился до конца жизни.
Обосновывая педагогическое содержание
учебной деятельности преподавателей в «Опытах православной педагогики» он писал: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
Образование, само по себе, есть дело формальное.
Оно дает формальные умственные умения сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать.
Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа.
Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей.
Философ Гераклит был прав: никакое «многознание не научает иметь Ум».
Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости.
Полуобразование уводит от духа и от Бога.
Беспринципность ведет на службу к дьяволу.
Всякое
образование начинается с грамоты и школы.
Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей.
Одна из важнейших задач русского общества и правительства выдвинуть кадры народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать и спаянных единством национально-патриотической убежденности.
Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром1.
Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу.
Он не специалист по ликвидации 31 1См.: Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций / Под ред.
Э.Д.
Днепрова.
-М., 1984.

[Back]