образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства выдвинуть кадры народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать и спаянных единством национально-патриотической убежденности. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром» . Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спецликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности. Воспитать и подготовить народного учителя значит сделать его живым мастером этого дела. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовновоспитывающем материале сведений и фактов. Сама идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново. Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, 44 1 См.: Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1984. |
Германии. С помощью друзей, в частности композитора и пианиста С.В. Рахманинова, он обосновался в пригороде Цюриха, где жил и трудился до конца жизни. Обосновывая педагогическое содержание учебной деятельности преподавателей в «Опытах православной педагогики» он писал: «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах. Образование, само по себе, есть дело формальное. Оно дает формальные умственные умения сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа. Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей. Философ Гераклит был прав: никакое «многознание не научает иметь Ум». Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бога. Беспринципность ведет на службу к дьяволу. Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства выдвинуть кадры народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать и спаянных единством национально-патриотической убежденности. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром1. Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации 31 1См.: Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций / Под ред. Э.Д. Днепрова. -М., 1984. безграмотности (не «спец ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, брагскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности. Воспитать и подготовить народного учителя значит сделать его живым мастером этого дела. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовновоспитывающем материале сведений и фактов. Самая идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново. Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами»1. Еще одним ярким представителем эмигрантской педагогики является Л В.В. Зеньковский". Рассматривая вопросы совершенствования учебной деятельности профессорско-преподавательского состава, он писал: «Педагогический интеллектуализм, быть может, глубже других духовных течений связан с тем, что в философии и истории культуры называется «эпохой Просвещения», это, быть может, самая основная и влиятельная его 1Ильин И.А. Опыт православной педагогики. Цюрих, 1940. 2В.В. Зеньковский (1881-1962) психолог, философ и педагог. Перед революцией 1917 г. был профессором Киевского университета. В 1919 г. эмигрировал за границу. Был профессором Белградского университета. Переехав в Прагу, основал там Русский педагогический институт. Какое-то время (1926) работал в Йельском университете (США). С 1927 г. он профессор Православного богословского института в Париже. 32 |