Проверяемый текст
Нечаева, Ольга Алексеевна; Повышение эффективности учебной деятельности профессорско-преподавательского состава негосударственных вузов, 2006
[стр. 46]

насаждено и поддержано.
И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами1.
Еще одним ярким представителем эмигрантской педагогики является
В.В.
Зеньковский2.
Рассматривая вопросы совершенствования
профессиональной подготовки студентов, он писал: «Педагогический интеллектуализм, быть может, глубже других духовных течений связан с тем, что в философии и истории культуры называется «эпохой Просвещения», это, быть может, самая основная и влиятельная его сторона.
Всегда и везде век Просвещения сопровождался подъемом педагог ического творчества, расцветом надежд на возможность путем воспитания создать «новую породу людей» без этого не могла бы сформироваться та психология, тот духовный уклад, который характерен для эпохи Просвещения.
Но мы если не вышли еще совсем, то все же решительно выходим из эпохи Просвещения идеология и психология Просвещения, жизненное творчество, им определенное, потерпели к нашему времени такой глубокий удар, что к прежнему возврата
нет»3.
Таким образом, в развитии профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений дореволюционной России выявлены следующие основные тенденции и особенности: ее направленность на решение практических профессиональных задач; многоуровневость и разноаспектность профессионального образования; преимущественное развитие гуманистических методов профессиональной подготовки, основанных на формировании сознания специалиста; тщательный отбор преподавательского состава и обеспечение его высокого материального и социального положения в обществе.
45 1Ильин И.А.
Опыт православной педагогики.
Цюрих, 1940.
2 В.В.
Зеньковский (1881-1962) психолог, философ и педагог.
Перед революцией 1917 г.
был профессором Киевского университета.
В 1919 г.
эмигрировал за границу.
Был профессором Белградского университета.
Переехав в Прагу, основал там Русский педагогический институт.
Какое-то время (1926) работал в Йельском университете (США).
С 1927 г.
он профессор Православного богословского института в Париже.
3
Зеньковский В.В.
О педагогическом интеллектуализме.
Париж, 1928.
[стр. 32]

безграмотности (не «спец ликбеза»), а воспитатель русских детей.
Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях.
Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, брагскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
Воспитать и подготовить народного учителя значит сделать его живым мастером этого дела.
К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания.
И самое обучение должно происходить на духовновоспитывающем материале сведений и фактов.
Самая идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново.
Все, что воспитывает духовный характер человека, все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано.
И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами»1.
Еще одним ярким представителем эмигрантской педагогики является
Л В.В.
Зеньковский".
Рассматривая вопросы совершенствования
учебной деятельности профессорско-преподавательского состава, он писал: «Педагогический интеллектуализм, быть может, глубже других духовных течений связан с тем, что в философии и истории культуры называется «эпохой Просвещения», это, быть может, самая основная и влиятельная его 1Ильин И.А.
Опыт православной педагогики.
Цюрих, 1940.
2В.В.
Зеньковский (1881-1962) психолог, философ и педагог.
Перед революцией 1917 г.
был профессором Киевского университета.
В 1919 г.
эмигрировал за границу.
Был профессором Белградского университета.
Переехав в Прагу, основал там Русский педагогический институт.
Какое-то время (1926) работал в Йельском университете (США).
С 1927 г.
он профессор Православного богословского института в Париже.
32


[стр.,33]

сторона.
Всегда и везде век Просвещения сопровождался подъемом педагогического творчества, расцветом надежд на возможность путем воспитания создать «новую породу людей» без этого не могла бы сформироваться та психология, тот духовный уклад, который характерен для эпохи Просвещения.
Но мы если не вышли еще совсем, то все же решительно выходим из эпохи Просвещения — идеология и психология Просвещения, жизненное творчество, им определенное, потерпели к нашему времени такой глубокий удар, что к прежнему возврата
нет»1.
Установлено, что к 1917 году педагогическая теория и методика учебной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах России сложилась в целостную, самостоятельную область научного знания.
Она располагала богатыми традициями, крупными научными достижениями.
Вместе с тем эта новая область научного знания еще не вступила в стадию рефлексии.
Рассмотрение проблем учебной деятельности исчерпывалось, по сути, рассуждениями о ее общих вопросах.
Прьлемы методов, форм, процедуры учебной деятельности преподавателей оставались вне поля зрения педагогики.
Методологические концепции, положенные в ее основу не позволяли раскрыть все многообразие связей образования и воспитания с учебной деятельностью профессорско-преподавательского состава.
Поиски таких объединяющих начал активно велись на рубеже Х1Х-ХХ вв.
В русле этих поисков появился и первый отечественный опыт марксистского осмысления теории и методики педагогической деятельности, в котором рассмотрены главным образом идеи и практика трудовой школы2.
Говоря о содержании педагогической деятельности Н.К.
Крупская подчеркивала, что «марксистское миросозерцание материалистическое.
С этой точки зрения в программах должно было занимать серьезнейшее место естествознание.
Но мало того: Маркс учил каждое явление брать во всех связях и опосредствованиях, брать каждое явление в его развитии.
Владимир ‘ Зенысовский В.В.
О педагогическом интеллектуализме.
-Париж, 1928.

2См.: Крупская Н.К.
Народное образование и демократия.
-Пг., 1917.
33

[Back]