Проверяемый текст
Савельева, Татьяна Александровна. Залоговые правоотношения и их действие по законодательству Российской Федерации (Диссертация 1998)
[стр. 113]

залогодержателю, залогодатель в силу ч.
2 ст.372 ГК Республики Таджикистан имеет возможность фактического доступа у имуществу.
Сделанная в ч.
1 ст.
375 ГК Республики Таджикистан ссылка на существо залога, из которого может вытекать запрет для залогодателя пользоваться предметом залога, не решает проблемы, так как существо залога, как отмечено в литературе, весьма расплывчатое понятие.
Вопрос о том, принадлежит ли залогодателю право пользования заложенным имуществом в случае, когда предмет залога находится у залогодержателя, имеет практическое значение, поскольку от его решения зависит, в частности право на получение доходов (дивидендов, процентов) по заложенным ценным бумагам.
Решение указанного вопроса осложняется предписанием
ч.
1 ст.
369 ГК Республики Таджикистан, в соответствии с которой право залога, по общему правилу, не распространяется на доходы, полученные в результате использования заложенного имущества.
Применительно к процентным ценным бумагам остается открытым вопрос: подпадают ли проценты под понятие доходов, получаемых в результате использования заложенного имущества.

Другим правомочием залогодателя как собственника заложенного имущества является распоряжение имуществом.

4.2 ст.
375 устанавливает право залогодателя отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога.
Установленное Гражданским кодексом ограничение прав залогодателя по распоряжению заложенным имуществом не отвечает сущности залога как способа обеспечения обязательств.
Достаточной гарантией интересов залоговых кредиторов имеет то обстоятельство, что переход права собственности (хозяйственного ведения) на заложенное
113
[стр. 126]

та залога по той простой причине, что он не является обязанным лицом и на него не возлагается обязанность замены предмета залога.
Залогодатель сохраняет на предмет залога правомочия собственника с ограничениями, продиктованными обеспечительным назначением залога.
Как отмечал Г.Ф.
Шершеневич, залог не уменьшает объема прав залогодателя как собственника, особенно если вещь находится в его владении.2 Во время нахождения имущества в залоге залогодатель, по общему правилу, не утрачивает право пользования своим имуществом.
В соответствии с п.1 ст.
346 ГК РФ залогодатель вправе, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа залога, пользоваться предметом залога в соответствии с его назначением, в том числе извлекать из него плоды и доходы.
Следует отметить, что данная формулировка оставляет открытым вопрос о праве залогодателя пользоваться предметом залога при закладе, а также при твердом залоге.
Даже если предмет залога передан залогодержателю, залогодатель в силу п.2 ст.343 ГК РФ имеет возможность фактического доступа к имуществу.
Сделанная в п.1 ст.346 ГК РФ ссылка на существо залога, из которого может вытекать запрет для залогодателя пользоваться предметом залога, не решает проблемы, так как существо залога, как отмечено в литературе, весьма расплывчатое понятие.
Возможны также различные суждения по вопросу о том, что именно из него “вытекает”.3 Вопрос о том, принадлежит ли залогодателю право пользования заложенным имуществом в случае, когда предмет залога находится у залогодержателя, имеет практическое значение, поскольку от его решения зависит, в частности, право на получение доходов (дивидендов, процентов) по заложенным ценным бумагам.
Решение указанного вопроса осложняется предписанием
п.1 ст.
340 ГК РФ, в соответствии с которым право залога, по общему правилу, не распространяется на доходы, полученные в результате использования заложен126 1См.: Рубанов А.А.
Указ.
соч., с.
556 2См.: Шершеневич Г.Ф.
Указ.
соч., с.
247 3См.: Рубанов А.А.
Указ.
соч.
С.549

[стр.,127]

ного имущества.
Применительно к процентным ценным бумагам остается открытым вопрос: подпадают ли проценты под понятие доходов, получаемых в результате использования заложенного имущества.1
В интересах устойчивости оборота Пленумам Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ целесообразно было бы разъяснить порядок применения п.1 ст.
346 ГК РФ относительно права пользования залогодателем заложенным имуществом при нахождении его у залогодержателя.
С точки зрения обеспечительной цели залогового обязательства нет оснований лишать залогодателя его правомочия пользований? Подобным образом решался этот вопрос и по законодательству в дореволюционной России, где залогодатель вправе был пользоваться заложенным имуществом, несмотря на переход его при закладе во владение закладопринимателя 2 J Другим правомочием залогодателя как собственника заложенного имущества является распоряжение имуществом.
П.2 ст.
346 ГК РФ устанавливает право залогодателя отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им только с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога.
~Установленное Кодексом ограничение прав залогодателя по распоряжению заложенным имуществом не отвечает сущности залога как способа обеспечения обязательств.
Достаточной гарантией интересов залоговых кредиторов имеет то обстоятельство, что переход права собственности (хозяйственного ведения) на заложенное
имущество не прекращает права залога (п.
1ст.
353 ГК РФ).
127 В настоящее время указание на то, кому (залогодателю или залогодержателю) принадлежит право на получение дохода по ценным бумагам, является обязательным требованием, предъявляемым к содержанию залогового распоряжения, являющимся необходимым документом для регистрации залога ценных бумаг (См.: "Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг", утвержденное Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.97 г.
№ 27 (П.3.4.3)// Экономика и жизнь.
1997.
№ 51) 2См.: Анненков К Н.
Указ.
соч.
С.
391

[Back]