Проверяемый текст
Савельева, Татьяна Александровна. Залоговые правоотношения и их действие по законодательству Российской Федерации (Диссертация 1998)
[стр. 192]

б) функционирование залогового правоотношения начинается задолго до факта нарушения.
В рамках этого правоотношения осуществляется комплексное
стимулирующие воздействие на поведение должника-залогодателя; в) реальность будущего взыскания обеспечивается возложением обязанностей на залогодателя, предоставлением залогодержателю особых средств защиты (в том числе абсолютно-правового характера), а также тем, что требования залогодержателя удовлетворяются за счет стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.
5.

Применительно к залогу прав сделан вывод о том, что действующее законодательство
Республики Таджикистан в недостаточной мере учитывает ту роль, которую играет в этих отношениях должник залогодателя.
Предлагается возложить на него обязанности осуществлять исполнение по требованию, являющемуся предметом залога, совместно залогодателю и залогодержателю.
Обосновывается положение о том, что при залоге денежных требований более эффективным способом реализации является не их продажа, а непосредственное взыскание суммы долга с лица, являющегося должником залогодателя.

6.
Предусмотренное в ст.
379 ГК Республики Таджикистан требование реализации предмета залога только с публичных торгов способно затруднить оборот.
Применительно к заложенному движимому имуществу предлагается установить продажу предмета залога на комиссионных началах.

7.
В ст.
378 ГК Республики Таджикистан следовало бы предусмотреть, что нормы, регулирующие отношения залога по поводу движимого имущества, распространяются на залог прав.
Это способствовало бы внесению ясности в отношения участников оборота.

192
[стр. 7]

самостоятельность и способно оказывать влияние на обеспечиваемое им обязательство.
4' Выявлены основные особенности механизма действия залоговых правоотношений, которые выражаются в следующем: а) залоговое правоотношение действует во взаимосвязи с основным обязательством, играет по отношению к нему служебную роль; б) функционирование залогового правоотношения начинается задолго до факта правонарушения.
В рамках этого правоотношения осуществляется комплексное
стимулирующее воздействие на поведение должника-залогодателя; в) реальность будущего взыскания обеспечивается возложением обязанностей на залогодателя, предоставлением залогодержателю особых средств защиты (в том числе абсолютно-правового характера), а также тем, что требования залогодержателя удовлетворяются за счет стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.
5.

На основании анализа содержания договора о залоге сделан вывод о том, что включение законодателем в перечень его существенных условий условия об оценке предмета залога, а также и условия о том, у какой из сторон находится заложенное имущество (п.1 ст.
339 ГК РФ), является необоснованным, поскольку не вытекает из сути залоговых правоотношений и не отвечает интересам залогодержателя.
6.
Применительно к залогу прав сделан вывод о том, что действующее законодательство
в недостаточной мере учитывает ту роль, которую играет в этих отношениях должник залогодателя.
Предлагается возложить на него обязанности осуществлять исполнение по требованию, являющемуся предметом залога, совместно залогодателю и залогодержателю.
Обосновывается положение о том, что при залоге денежных требований более эффективным способом реализации является не их продажа, а непосредственное взыскание суммы долга с лица, являющегося должником залогодателя.


[стр.,8]

7.
Предусмотренное в ст.
350 ГК РФ требование реализации предмета залога только с публичных торгов способно затруднить оборот.
Применительно к заложенному движимому имуществу предлагается установить продажу предмета залога на комиссионных началах.

8.
Обосновывается положение о необходимости выработки и законодательного закрепления механизма недопущения злоупотребления залогодержателем своими правами.
Применительно к залогу ценных бумаг предлагается наделить залогодателя правом выбирать момент их реализации и предъявлять об этом требование залогодержателю, невыполнение которого явилось бы основанием для возмещения убытков, вызванных понижением рыночной стоимости предмета залога.
9.
Из анализа п.
2 ст.
350 ГК РФ вытекает, что право суда отсрочить реализацию заложенного имущества, не ограниченное какими-либо условиями, необоснованно ущемляет интересы залогодержателей.
Предлагается дополнить п.2 ст.350 ГК РФ правилом о том, что отсрочка может предоставляться только в случае, если залогодатель докажет, что стоимость заложенного имущества будет достаточна для удовлетворения требований залогодержателя с учетом возросших за время отсрочки убытков и неустойки.
10.
В диссертации обосновывается положение о том, что при несовпадении залогодателя и должника по основному обязательству действия последнего, совершаемые без согласия залогодателя, не должны влиять на судьбу залогового обязательства.
Предлагается внести соответствующие изменения в ст.
352 ГК РФ.
11.
Права и обязанности сторон залогового обязательства по л действующему законодательству не всегда соответствуют обеспечительной сущности залога.
Предлагается внести изменения в ст.
ст.
346 (п.
п.
2, 3), 351, 357 ГК РФ.
Кроме того, в диссертации обосновывается необходимость совершенствования и других норм действующего законодательства.
В

[стр.,150]

реализации заложенного имущества должна быть закреплена в законе (ст.350 ГК РФ) и различаться в зависимости от особенностей того ли иного вида имущества.
По подобному пути идет законодательство большинства зарубежных стран.
Недостатком российского законодательства о залоге, на мой взгляд, является и то, что в нем не учитывается специфика отдельных видов залога.
В частности, действующее залоговое законодательство не учитывает особенности отношений при залоге прав.
В нем отсутствуют специальные нормы, посвященные порядку обращения взыскания и реализации предмета залога при залоге прав.
Норма ст.
349 ГК РФ предусматривает судебный и внесудебный порядок обращения взыскания в зависимости от подразделения имущества на движимое или недвижимое.
Вопрос о том, в каком порядке должно обращаться взыскание на заложенное право, остается открытым, поскольку имущественные права как вид имущества не относятся к недвижимому или движимому имуществу.
В ст.
349 ГК РФ следовало бы предусмотреть, что нормы, регулирующие отношения залога по поводу движимого имущества, распространяются на залог прав.
Это способствовало бы внесению ясности в отношения участников оборота.

Отсутствие в законе специальных норм, регулирующих порядок реализации предмета залога при залоге прав, позволяет сделать вывод, что единственным способом реализации предмета залога при залоге прав является их продажа.
Такой подход складывается и в правоприменительной практике.
Так, 150 В частности, в США существует две процедуры реализации залогового права судебная и административная.
Традиционно предпочтение отдается административной процедуре (См.: И.В.
Караваева.
Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта ипотечного кредитования // Экономика и право.
1995.
№ 11-12.
С.43); Законодательство Германии предусматривает в качестве способов получения удовлетворения за счет заложенного имущества продажу с публичных торгов, продажу "по договоренности", продажу через судебного исполнителя, продажу в соответствии с Общими условиями сделок банков ФРГ (См : Будилов В.М.
Указ.
соч.
С.
107)

[Back]