Проверяемый текст
Карабанова, Катерина Ивановна. Залог в Российской Федерации : Некоторые проблемы правового регулирования (Диссертация 1998
[стр. 52]

Предметом залога могло быть всякое имущество, не изъятое из оборота, в том числе долговые требования, право застройки, а также право на горный отвод и на разработку полезных ископаемых (ст.
87).
Однако, эта статья в значительной мере быстро стала
символичной.
Сравнивая гражданско-правовые нормы регулирующие залоговые отношения в ГК РСФСР 1922 г.
с аналогичными -гражданско-правовыми нормами мусульманского права можно выявить некоторую их общность.
Как и по нормам мусульманского права, которые гласят: “Договор заклада может быть совершен действительным образом только путем 2 овладения , ст.
92 ГК РСФСР требовала передачи заложенного имущества (кроме строений и права застройки) залогодержателю.
Особенности этого института гражданского права состоят в том, что в отличие от современного законодательства Республики Таджикистан, где признается и оставление предмета залога в руках залогодателя, и сохранение его в обороте, и сдача его в аренду и т.д., нормы мусульманского права требуют передачу объекта договора во владение залогодержателю.
Заложенным имуществом, по нормам обоих источников, ни залогодатель, ни залогодержатель его не могли пользоваться (ст.
96 ГК и Хидая.
Т 1У.
С.
153).
Согласно ст.
97 ГК РСФСР, обязанности по сохранению в надлежащем состоянии и по страхованию заложенного имущества лежат на залогодателе.
По мусульманско-правовым нормам, все расходы по хранению делятся на два вида: расходы по содержанию в надлежащем Л состоянии должен нести залогодатель-собственник, а по хранению (если 1См.: Хидая.-Т.
1У.-С.
148 2Там же.
С.
146 52
[стр. 27]

27 Залог в ГК РСФСР 1922 года рассматривался как право вещное.
Ст.
85 ГК определяла залог, как право требования, которое позволяет кредитору в случае неисполнения должником обязательства получить преимущественное перед другими кредиторами удовлетворение из стоимости заложенного имущества.
Ст.
88 предусматривала возможность обеспечения залогом лишь действительного требования.
По условиям ет.86 залогодателем мог быть лишь собственник заложенного имущества.
Предметом залога могло быть всякое имущество, не изъятое из оборота, в том числе долговые требования, право застройки, а также право на горный отвод и на разработку полезных ископаемых (ст.87).
Однако, эта статья в значительной мере быстро стала
символической.
Преимущества для залогового кредитора, установленные ст.94 ГК.
не распространялись на Государственный банк СССР и другие кредитные учреждения, в том числе государственные сберегательные кассы, которые в соответствии со ст.99 являлись внеочередными взыскателями по обязательству.
При неполном удовлетворении требования залогодержателя из стоимости заложенного имущества, он мог обратить взыскание на остальное имущество должника в общем порядке (ст.
100 ГК).
Несмотря на наличие широкой нормативной базы, залог не получил значительного распространения в 20-е и последующие годы.
В Гражданском Кодексе РСФСР 1964 года залогу, помещенному в главу “Обеспечение исполнения обязательств”, было посвящено всего несколько статей, и как отмечал Д.А.
Медведев, “в нашей стране залог долгое время имел, скорее, ритуальный характер, сопровождая наиболее примитивные акты обмена”12.
Новая эра в правовом регулировании залоговых правоотношений началась в 1992 году с принятием закона РФ “О залоге”.
Этот нормативный документ, а также другие правовые п Медведев Д.
Российский закон о залог е.Правоведение, 1992, >fe5, с.12

[Back]