Проверяемый текст
У ядерного порога : уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / под ред. А. Арбатова; Моск. Центр Карнеги. — М. : РОССПЭН, 2007. — 184 с.
[стр. 11]

11 ГЛАВА 1.
ИРАНСКАЯ ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
1.1.
Договор о нераспространении ядерного оружия: особенности режима соблюдения Осознание международным сообществом того факта, что Иран создает полный ядерный цикл, совпало по времени с разоблачением инфраструктуры нелегальных поставок ядерных технологий и материалов, которую создал пакистанский атомщик А.
К.
Хан.8 Эти два события еще раз привлекли внимание мировой общественности как к причинам, так и к последствиям появления ядерного «черного рынка».

Стал очевидным факт, что сформированный к XXI в.
режим нераспространения ядерного оружия, включающий набор инструментов
и механизмов предотвращения появления подобного рынка, оказался малоэффективным.
В основе этого факта лежат две основные причины.
Во-первых, государства — ведущие поставщики ядерных технологий не смогли до конца освободиться от менталитета времен «холодной войны», преодолеть недоверие друг к другу, отказаться от двойных стандартов.
Во-вторых, государства не смогли быстро адаптироваться к новым вызовам, связанным с ускоряющимися процессами глобализации, включая бурно растущий трансграничный оборот и доступность ядерных материалов, технологий, информации, экспертизы, а также выход на авансцену субгосударственных фигурантов, в том числе коррупционных группировок, организованной преступности и *
Аблул Калпр Хан (р.
1936) — пакистанский ученый, создатель пакистанской атомной бомбы.
Хан организовал международную есть, занимавшуюся нелегальной торговлей ядерными технологиями и материалами, которая была раскрыта в 2003 году в ходе расследования МАГАТЭ.
В 2004 году ученый передал президенту Первезу Мушаррафу прошение о помиловании и выступил с публичными извинениями по государственному телевидению.
Мушарраф даровал Хану помилование, заявив, что его заслуги перед страной перевешивают его вину.
В 2004—2008 голах Хан находился под домашним арестом (освобожден 21 июля 2008 года).
В 2008 году ученый отверг обвинения, сказав, что лишь подчинялся приказам пакистанского руководства.
[стр. 77]

77 Глава 4.
ДЕЙСТВЕННОСТЬ КОНТРОЛЯ НАД ЯДЕРНЫМ ЭКСПОРТОМ Элина Кириченко Осознание международным сообществом того факта, что Иран создает полный ядерный цикл, совпало по времени с разоблаче нием инфраструктуры нелегальных поставок ядерных техноло гий и материалов, которую создал пакистанский атомщик А.
К.
Хан.
Эти два события еще раз привлекли внимание миро вой общественности как к причинам, так и к последствиям по явления ядерного черного рынка.

Без поставок соответствую щих технологий через сеть А.
К.
Хана Иран вряд ли смог бы к настоящему времени развивать обогащение урана.
Как известно, в феврале 2003 г.
инспекторы МАГАТЭ по под сказке иранской оппозиции обнаружили на заводе в Натанзе каскад центрифуг.
Позднее инспектор из Великобритании, изу чив их детали и компоненты, заявил, что они идентичны моде лям, которые он помнил по своей работе в начале 1970 х годов в «Уренко» — европейском консорциуме, занимающемся обога щением урана для производства ядерного топлива.
В те же годы в лаборатории субконтракторе этого консорциума работал А.
К.
Хан, молодой ученый из Пакистана.
Позднее информация о нелегальной деятельности Хана была получена также от ливийского лидера М.
Каддафи, решившего отказаться от программы производства ядерного оружия, суще ствование которой в Ливии стало еще одним шоком для миро вого сообщества.
Первая сделка с Ираном, согласно расследова ниям, состоялась в Дубае в 1987 г.
Иран, вероятно, закупил дизайн центрифуг и попытался построить собственные центри фуги, но это ему не удалось.
В конце 1980 х годов, по имею щимся данным, Иран получил компоненты центрифуг из Паки стана.
В середине 1990 х годов А.
К.
Хан несколько раз посещал Северную Корею, с которой он предположительно осуществлял бартерную сделку по обмену ядерных технологий на ракетные 1 .
Таким образом, сформированный к XXI в.
режим нераспро странения ядерного оружия,
включающий набор инструментов


[стр.,78]

78 и механизмов предотвращения появления подобного черного рынка, оказался малоэффективным.
В основе этого факта лежат две основные причины.
Во первых, государства — ведущие по ставщики ядерных технологий не смогли до конца освободиться от менталитета времен «холодной войны», преодолеть недоверие друг к другу, отказаться от двойных стандартов.
Во вторых, государства не смогли быстро адаптироваться к новым вызовам, связанным с ускоряющимися процессами глобализации, вклю чая бурно растущий трансграничный оборот и доступность ядер ных материалов, технологий, информации, экспертизы, а также выход на авансцену субгосударственных фигурантов, в том чис ле коррупционных группировок, организованной преступности и
террористических организаций.
Об этом, в частности, свиде тельствует само появление подпольной сети А.
К.
Хана.
Современная система экспортного контроля Сложившийся режим экспортного контроля в целях нерасп ространения представляет собой многоярусную систему.
Сфор мированы многосторонние формальные и неформальные режи мы экспортного контроля — Комитет Цангера, Группа ядерных поставщиков, Режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), Вассенаарские договоренности и Австралийская груп па.
Основные усилия по повышению эффективности ЭК пред принимались в рамках этих многосторонних договоренностей.
Совершенствование международных списков и руководящих документов является приоритетной задачей участников много сторонних соглашений, а непосредственное осуществление кон троля относится к компетенции государств.
Страны, присоеди нившиеся к неформальным многосторонним соглашениям, берут политическое обязательство инкорпорировать международные списки и рекомендованные правила в свои национальные режи мы экспортного контроля.
Но выполнение правил, одобрение лицензий, принятие санкций остаются прерогативой отдельных государств.
Вот почему национальные системы экспортного кон троля можно считать лишь первой линией защиты против рас пространения продукции и технологий, которые могут быть ис пользованы при производстве ОМУ.
При этом ужесточение контроля не тождественно усилению его эффективности.
Полный запрет на поставку технологий в ка кую либо страну эффективно работал в годы биполярного мира, Глава 4.
Действенность контроля над ядерным экспортом

[Back]