Проверяемый текст
У ядерного порога : уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / под ред. А. Арбатова; Моск. Центр Карнеги. — М. : РОССПЭН, 2007. — 184 с.
[стр. 72]

72 При этом участники ГЯП договорились, что «в случае передачи установок, оборудования или технологий для обогащения или переработки поставщики должны содействовать тому, чтобы получатели приняли в качестве альтернативы национальным заводам участие поставщика и/или другое подходящее многонациональное участие в отношении таких установок».72 Помимо этого Руководящие принципы ГЯП признали «важность включения в соглашения о поставке ядерных материалов и установок, производящих ядерные материалы, пригодные для оружия, положений, требующих взаимного согласия поставщика и получателя в отношении порядка переработки...
любого пригодного для производства оружия материала».
На практике это положение могло предусматривать требование поставщика возвращать отработанное ядерное топливо, чтобы исключить выделение плутония в стране-получателе.
Данное положение, например, неизменно включалось в соглашения СССР о поставках ядерного топлива за рубеж.73
Франция, Западная Германия и США придерживались избирательного подхода в этом вопросе при обсуждении соглашений о поставках АЭС.
Например, США первоначально
нс выдвигали подобное условие в рамках переговоров с Тегераном в отличие от аналогичных переговоров с Израилем и Египтом, объясняя это тем, что «к Ирану нельзя подходить, как к Израилю или Египту,7'1 по одной простой причине — Иран в отличие от указанных государств является членом Договора о нераспространении ядерного оружия».75 '* Тиліербаев Р.
Указ.
соч.
С.
51.
73 Там же.
— С.
53.
74 Египет завершил все необходимые процедуры, связанные с ратификацией ДНЯО, только в феврале 1981 г.
Израиль до сих пор не является участником Договора.
75 У ядерного порога: уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / под рсд.
А.
Арбатова; Моск.
Центр Карнеги.
— М.: РОССПЭН, 2007., с.40.
[стр. 40]

40 ки по переработке ОЯТ и по обогащению урана, что, однако, не встретило поддержки, как и советское предложение ввести мо раторий на передачу таких установок.
Было согласовано лишь положение о том, что «поставщики должны проявлять сдержан ность при передаче чувствительных установок, оборудования, технологии и материалов, пригодных для производства оружия».
При этом участники ГЯП договорились, что «в случае передачи установок, оборудования или технологий для обогащения или переработки поставщики должны содействовать тому, чтобы получатели приняли в качестве альтернативы национальным заводам участие поставщика и/или другое подходящее многона циональное участие в отношении таких
установок»30 .
Помимо этого Руководящие принципы ГЯП признали «важ ность включения в соглашения о поставке ядерных материалов и установок, производящих ядерные материалы, пригодные для оружия, положений, требующих взаимного согласия поставщи ка и получателя в отношении порядка переработки...
любого пригодного для производства оружия материала».
На практике это положение могло предусматривать требование поставщика возвращать отработанное ядерное топливо, чтобы исключить выделение плутония в стране получателе.
Данное положение, например, неизменно включалось в соглашения СССР о постав ках ядерного топлива за рубеж
31 .
Франция, Западная Германия и США придерживались изби рательного подхода в этом вопросе при обсуждении соглашений о поставках АЭС.
Например, США первоначально
не выдвигали подобное условие в рамках переговоров с Тегераном в отличие от аналогичных переговоров с Израилем и Египтом, объясняя это тем, что «к Ирану нельзя подходить, как к Израилю или Египту 32 , по одной простой причине — Иран в отличие от ука занных государств является членом Договора о нераспростране нии ядерного оружия»33 .
В то же время Соединенные Штаты, чье внутреннее законо дательство запрещало продажу обогатительных технологий и ус тановок по химической переработке ОЯТ, настаивали на много национальном характере таких предприятий в Иране при их поставке из Германии или Франции 34 .
В документах Совета национальной безопасности США в рамках американской позиции на переговорах с иранскими представителями о заключении двустороннего соглашения о со трудничестве в области атомной энергии помимо прочего пред полагалось: Гарантии МАГАТЭ и иранские ядерные технологии

[Back]