Проверяемый текст
Ткачев, Валентин Николаевич. Актуальные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) в современном российском праве (Диссертация 1999)
[стр. 88]

определяется отсутствием средств для ведения финансово-хозяйственной деятельности; нецелесообразность — в отсутствии социально-экономической значимости, экономического и производственного потенциала, рыночной привлекательности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Такая несостоятельная организация становится банкротом.

По мнению Ле Хоа, банкрот должник, в отношении которого принято решение о ликвидации.88 Подобного мнения придерживается Б.
Клоб:
«несостоятельность признанная судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая применение к должнику процедуры внешнего управления, с целью восстановления его платежеспособности.
Банкротство — признанная
судом либо объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей повлекшая применение к должнику процедуры конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в пределах имеющихся активов должника».89 Существует и иная точка зрения, приведенная выше, в соответствии с которой в большинстве стран несостоятельность является предметом гражданского права, а банкротство — уголовного права.90 Но данная точка зрения является неприемлемой, так как она следует из статей Уголовного Кодекса РТ: Неправомерные действия при банкротстве (ст.
269); Злостное банкротство (ст.
270); Фиктивное банкротство (ст.
271).
Очевидно, что авторы, считающие «банкротство» уголовно наказуемым деянием, имеют в виду преднамеренное банкротство.
Мы же придерживаемся 88 См.: Ле Хоа.
Новый Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»: взгляд зарубежного экономиста И
Экономика и жизнь.
1998.
№11.
С.20.
89 См.: Клоб Б.
Состав преступления и понятие банкротства
И Законность.
1998.
№1.
С.48-49.
90 См.: Степанов В.В.
Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии.
М., Статут.
1999.
С.
13-14.
Комментарий к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)», М., 2003.
С.
14-15.
88
[стр. 100]

банкротстве, т.е.
о предоставлении должнику возможности получить правовую защиту в виде применения мер, предусмотренных законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Следует отметить, что в некоторых странах (в частности, в США) для получения правовой защиты от кредиторов не обязательно доказывание наличия каких-либо признаков; достаточно простого заявления о банкротстве.
Российское законодательство предполагает определенную проверку состояния должника, таким образом наличие признаков банкротства является обязательным для возбуждения конкурсного процесса.
Систему признаков банкротства обычно можно проследить из легального определения банкротства.
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)
предприятий» от 19 ноября 1992 года под несостоятельностью (банкротством) понимал неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в связи с превышением обязательств должника над его имуществом либо в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)»
от 8 января 1998 года считает несостоятельностью неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
От правильного решения вопроса об определении характера и размера конкретного требования кредитора зависит, во-первых, возможность инициировать производство по делу о банкротстве; во-вторых, возможность голосовать на собраниях кредиторов; в-третьих, порядок получения средств при распределении конкурсной массы.
Обращаться в суд с заявлением о возбуждении производства по делу о банкротстве могут только конкурсные кредиторы по денежным требованиям.
Конкурсными признаются все кредиторы, кроме граждан с требованием из причинения вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) 99

[стр.,142]

в банкротстве, должно продолжаться и после окончания производства дела о несостоятельности.
Анализ мнений ученых по вопросам дифференциации понятий «несостоятельность» и «банкротство» позволяет сделать вывод о наличии совершенно особого взгляда на данную проблему.
Некоторые ученые полагают, что термины «несостоятельность» и «банкротство» следует разграничить, но по другому критерию (не связанному с уголовным правом).
Так, О.
Булко и Л.Шевчук1 считают, что понятия несостоятельности и банкротства необходимо дифференцировать по признаку неоплатности (в зависимости от наличия этого критерия).
К подобному выводу приходит на основе изучения российского закона Ле Хоа.2 По его мнению, понятия несостоятельности и банкротства нельзя понимать как синонимы.
Несостоятельность — это неплатежеспособность, т.е.
ситуация, когда должник не способен своевременно надлежащим образом исполнять свои обязательства.
Постоянная и продолжительная ситуация несостоятельности приводит к ситуации абсолютной неплатежеспособности, при которой должник не может восстановить свое финансовое положение, продолжение его деятельности становится невозможным и нецелесообразным.
Невозможность определяется отсутствием средств для ведения финансовохозяйственной деятельности; нецелесообразность — в отсутствии социальноэкономической значимости, экономического и производственного потенциала, рыночной привлекательности и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Такая несостоятельная организация становится банкротом.

То есть, по мнению Ле Хоа, банкрот должник, в отношении которого принято решение о ликвидации.
Подобного мнения придерживается Б.
Клоб:
Булко О.
Шевчук Л.
Законодательство о банкротстве.
Вариант Белоруссии.//Хозяйство и право.
1992.
№5.
С.42.
Ле Хоа.
Новый закон РФ о несостоятельности (банкротстве): взгляд зарубежного экономиста.//Экономика и
жизнь.
1998.
№11.
С.20.
141

[стр.,143]

«несостоятельность признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая применение к должнику процедуры внешнего управления с целью восстановления его платежеспособности.
Банкротство признанная
арбитражным судом либо объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанность по уплате обязательных платежей, повлекшая применение к должнику процедуры конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в пределах имеющихся активов должника».1 Таким образом, представленная группа авторов предлагает считать несостоятельностью просто неплатежеспособность (неисполнение обязательств), а банкротством неплатежеспособность, признанную судом.
На наш взгляд, такая точка зрения не является бесспорной, поскольку отталкивается от целей скорее экономических, чем юридических.
То есть следует разграничивать рассмотренные категории не по критерию оплатности должника, а по критерию причинения его действиями вреда кредиторам (т.е.
исходя из юридических целей с позиций гражданского и уголовного права).
Из вышесказанного следует, что необходимо законодательно разграничить категории «несостоятельность» и «банкротство» и применять понятие «банкротство» только в случаях, когда вследствие неправомерного поведения должника причинен ущерб кредиторам, поскольку это будет способствовать более точной юридической классификации явлений и сущности рассмотренных понятий.
Колб Б.
Состав преступления и понятие банкротстваУ/Законность.

1998.
№1.
С.48-49.
142

[Back]