свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулирует Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997г.1 Закон закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. В современной отечественной правовой литературе большинство авторов относят данное правомочие к числу личных прав и свобод человека и гражданина.2 Однако, высказывались и иные точки зрения. Некоторые авторы относили свободу совести к числу политических прав,3 иные придерживались компромиссных позиций. Например, по мнению М.Г. Кириченко, свобода совести как цельное юридическое понятие относится одновременно к числу личных и социально-политических свобод граждан. Г.Г. Черемных полагает, что можно говорить о наличии в рассматриваемом институте двух начат частного и публичного. Исходя из этого, можно говорить о необходимости особого правового регулирования данных правоотношений. Видимо, руководствуясь теми же соображениями, а также заботой о «защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и 1СЗ. 1997..Мг39, ст. 4465:2000. №14. ст. 1430. 2Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995. с. 127-128; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. М, 1999. с.221-222 Хоменок А.Ф. Политические свободы граждан СССР,1965. с. 87 70 |
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулирует Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. Закон закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. В современной отечественной правовой литературе большинство авторов относят данное правомочие к числу личных прав и свобод человека и гражданина. Однако, высказывались и иные точки зрения. Некоторые авторы относили свободу совести к числу политических прав , иные придерживались компромиссных позиций. Например, по мнению М.Г. Кириченко, свобода совести как цельное юридическое понятие относится одновременно к числу личных и социальнополитических свобод граждан. Г.Г. Черемных полагает, что можно говорить о наличии в рассматриваемом институте двух начал частного и публичного. Исходя из этого, можно говорить о необходимости особого правового регулирования данных правоотношений. Видимо, руководствуясь теми же соображениями, а также заботой о "защите ‘СЗ РФ. 1997.№39. ст.4465; 2000. №14. ст. 1430 2 Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право РФ. М., 1995. с. 127-128; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. М., 1999. с.221-222 3Хоменок А.Ф. Политические свободы граждан СССР. Автореф,. дисс. ...канд. юрид. наук. Л.. 1965. с. 87 4Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР. М., 1985. С. 3 5Черемных Г.Г. Свобода совести в РФ. М., 1996. С 23 основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ст. 3 Закона), было установлено нормы закона превращают религиозные объединение, созданное иностранцами в подпольное, плохо контролируемое сообщество лиц, и ограничивают установленную Конституцией РФ для всех свободу исповедовать коллективно (совместно с другими) любую религию. Выходом из сложившейся ситуации для иностранцев, казалось бы, может быть открытие в России представительства иностранной религиозной организации, однако, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. "О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций" представительства не могут заниматься культовой и иной 1 Авакьян С.А, Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета. Серия 31.Право* 1999. № 1 |