Проверяемый текст
Битиев, Расул Ризванович. Особенности правового статуса иностранцев в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 72]

В российском законодательстве не существует каких-либо норм или положений, предусматривающих индивидуальный подход к иностранцам, выступающим субъектами уголовных, уголовнопроцессуальных или пенитенциарных правоотношений.
В
главе VI
союзного Закона имелась лишь одна норма, закрепляющая принцип «национального режима» по вопросу ответственности: согласно ст.28 иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с отечественными гражданами.
«Де-юре» иностранные граждане по российскому законодательству при реализации ими конституционных прав, связанных с уголовными, уголовно-процессуальными и уголовно-исполнительными правоотношениями имеют такие же права, как и граждане
Российской Федерации.
В правоприменительной деятельности это положение не всегда соблюдается.
По существу, иностранные граждане, не ограниченные российским законодателем ни в праве на судебную защиту, ни в праве на справедливое судебное разбирательство и ни в каких-либо других конституционных правах, реализуемых в рассматриваемых правоотношениях, претерпевают гораздо большие «лишения», чем российские граждане.

В случае, когда субъектами правоотношений в сфере уголовной юстиции выступают иностранные граждане, возникают сложности при решении вопроса о назначении уголовного наказания.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации все равны перед законом.
Однако если для граждан России суд имеет возможность назначить им наказание, не связанное с
лишением свободы, применив ст.73 УК (использование института условного осуждения), то для иностранных граждан это невозможно.
72
[стр. 139]

свободу и личную неприкосновенность (ст.
22), провозглашенных Конституцией РФ, немыслимо без конституционных гарантий их реализации (ст.
45-54 Конституции РФ).
процессуальных или пенитенциарных правоотношений.
В главе VI
действующего союзного Закона имеется лишь одна норма, закрепляющая принцип "национального режима" по вопросу ответственности: согласно ст.28 иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с отечественными гражданами.
"Де-юре" иностранные граждане по российскому законодательству при реализации ими конституционных прав, связанных с уголовными, уголовно-процессуальными и уголовно-исполнительными правоотношениями имеют такие же права, как и граждане
РФ.
В правоприменительной деятельности это положение не всегда соблюдается.
По существу, иностранные граждане, не ограниченные российским законодателем ни в праве на судебную защиту, ни в праве на справедливое судебное разбирательство и ни в каких-либо других конституционных правах, реализуемых в рассматриваемых правоотношениях, претерпевают гораздо большие "лишения", чем российские граждане.

юстиции выступают иностранные граждане, возникают сложности при решении вопроса о назначении уголовного наказания.
В соответствии с Конституцией
РФ все равны перед законом.
Однако если для граждан России суд имеет возможность назначить им наказание, не связанное с
139

[стр.,140]

ф.
лишением свободы, применив ст.73 УК (использование института условного осуждения), то для иностранных граждан это невозможно.

Как правило, судьи обосновывают такую позицию тем, что при применении условного осуждения к иностранным гражданам или лицам без гражданства не может быть обеспечено реальное исполнение приговора.
Это связано с тем, что такие лица не имеют постоянного места жительства на территории России и часто "обеспечены" лишь временной регистрацией, что, в свою очередь, позволит им уклониться от отбытия назначенного наказания и продолжать заниматься преступной деятельностью.
По тем же основаниям избрание в отношении иностранца меры пресечения, не связанной с лишением свободы (то есть меры пресечения, отличной от содержания под стражей) бывает очень редко.
-.
_ Судьи, выносящие обвинительные приговоры в отношении иностранцев от имени Российской Федерации, должны быть уверены, что наказание, назначенное гражданину иностранного государства, будет исполнено.
Однако некоторые виды наказания иностранец может не исполнить вообще, тем самым, оставаясь безнаказанным.
Это касается такой меры наказания, как условное осуждение.
Иностранный гражданин, приговоренный российским судом к условной мере наказания, переехав на территорию своего государства, совершив там новое преступление, уже не будет связан приговором российского суда, а, следовательно, никто не "превратит" условное осуждение в реальное.
К сожалению, законодатель не предусмотрел особый порядок отбывания наказания иностранными гражданами или закрепление особенностей назначения наказания иностранцам и лицам без гражданства.
Попытаемся предложить лишь один способов преодоления создавшейся ситуации, апробированный судебной практикой в 40

[стр.,144]

предусматривающих индивидуальный подход к иностранцам, выступающим субъектами уголовных, уголовно-процессуальных или пенитенциарных правоотношений.
В
Законе 1981 г.
закреплен принцип "национального режима" по вопросу ответственности.
Однако, иностранцы претерпевают гораздо большие "лишения", чем российские граждане.
К иностранцам крайне редко применяется как избрание меры пресечения, не связанной с лишением свободы, так и условное осуждение, поскольку цели этих мер не могут быть достигнуты в отношении иностранцев.
Выходом из ситуации могло бы быть более широкое применение к иностранцам штрафа, как вида наказания.
Не соблюдается принцип национального режима и при привлечении иностранцев к административной ответственности.
Специальные составы, предусматривающие "повышенную" ответственность иностранцев по сравнению с российскими гражданами, до сих пор сохраняются в действующем КоАПе.

[Back]