учит навыкам поиска совместными усилиями наиболее продуктивного решения той или иной проблемы. В эмоционально-этическом плане поликультурная составляющая начального профессионального образования готовит молодежь к необходимости быть чуткими к непривычным, необычным формам поведения другого, терпимыми к ним, ориентирует на стремление понять, выражением чего они являются, какие переживания скрываются за ними. Подобная толерантность и эмпатия (чуткость к эмоциональному состоянию другого, сопричастность ей), по мнению Р. Рорти, принципиальна для становления социальной солидарности. Как, какими способами педагоги могут ввести поликультурный аспект в образовательный процесс? Проведенный нами анализ показал, что продуктивно, например, привлечение примеров из разных культур в процессе знакомства учащихся с тем или иным сюжетом, обращение к фактам из истории и культуры того или иного народа, государства. Факультативные занятия, всевозможные кружки служат эффективной формой освоения практического опыта той или иной культурной традиции. Беседы, совместная творческая и учебная деятельность в урочное и внеурочное время позволяют учащимся выразить и аргументировать собственную позицию по тем или иным межкультурньш проблемам. Для педагога такие обсуждения служат проверкой того, как проведенная им работа была интерпретирована учащимся. В целом поликультурная проблема относится к тем вопросам, при изучении которых учащимся важно ощущать, что педагог не столько «просвещает» их, сообщает им некоторые знания, сколько вместе с ними ищет наиболее эффективные и достойные решения. Более того, на наш взгляд, ни одно из перечисленных направлений, равно как и наличие в учебной сетке таких «классических» поликультур!iых дисциплин, как природоведение, география, история, литература, нс даст реальных положительных результатов, если за ними не будет стоять установка на открытое, доброжелательное отношение к инаковости. Педагогу in |
мена мнениями. И в этом отношении бикультурное образование как составляющая часть поликультурного образования имеет прямое отношение к развитию критического мышления, учит навыкам поиска наиболее продуктивного решения той или иной проблемы совместными усилиями. В эмоционально-этическом плане бикультурная составляющая дошкольного и школьного образования ориентирует детей быть чуткими к непривычным, необычным формам поведения другого, терпимыми к ним, ориентирует на стремление понять, выражением чего они являются, какие переживания скрываются за ними. Подобная толерантность и эмпатия (чуткость к эмоциональному состоянию другого, сопричастность ей), принципиальна для становления социальной солидарности. Как, какими способами воспитатель и педагог могут ввести бикультурный аспект в образовательный процесс? Не существует единственно верного ответа на данный вопрос, многое зависит от интересов и эрудиции педагога. Продуктивно, например, привлечение примеров из разных культур в процессе знакомства обучающихся с тем или иным сюжетом. Еще одно направление сочетание изучения иностранного языка (языков) с обращением к фактам из истории и культуры того или иного народа, государства. Факультативные занятия, всевозможные кружки служат эффективной формой освоения практического опыта той или иной культурной традиции. Беседы, совместная творческая и учебная деятельность в урочное и внеурочное время позволяют обучающимся выразить и аргументировать собственную позицию по тем или иным межкультурным проблемам. Для педагога такие обсуждения служат проверкой, насколько проведенная им работа была интерпретирована обучающимися [113]. В целом бикультурная проблематика относится к тем вопросам, при изучении которых обучающимся важно ощущать, что воспитатель и педагог не столько «просвещают» их, сообщают им некоторые знания, сколько вместе с ними ищут наиболее эффективные и достойные решения. Более того, ни одно из перечисленных направлений, равно как и наличие в учебной сетке таких «классических» поликультурных дисциплин, как |