следует периодически ставить перед собой вопрос, в какой мере его собственный предмет, воспитательные цели и задачи нс носит негативный оттенок и не является дискриминационным по отношению к той или иной общественной группе. В этой саморсфлексии, самопроверке осиовой могут выступить те концептуальные положения, которые непосредственно связаны с иоликультурностью социальной действительности (антиуниверсализм и релятивизм, децентрация социальных систем, роль власти и малых социальных образовашш и др.). В этих же концептуальных положениях педагог может найти дополнительный аргумент в пользу значимости привнесения ноликультурного аспекта в образовательный процесс наряду с отмеченными выше моментами поликультурности образовательной среды профессионального образовательного учреждения и педагогическим потенциалом ноликультурного компонента образования. Подобные концептуальные положения отражают общую атмосферу нашей эпохи широкое признание принципа культурной многополюсности мира. Целью опытно-экспериментальной работы стала организация и внедрение оргаиизационно-педагошчес1сих условий поликультурпого образования как целостного педагогическою процесса, направленного на личностное и профессиональное развитие учащихся учреждения начального профессионального образования. Опытно-экспериментальной базой стало профессиональное училище № 32 г. Северска Томской области. Разработанная в ходе исследования модель учреждения профессионального образования, на практике разрешающего задачи, стоящие перед образовательным учреждением, реализующим поликультурное образование, предусматривала деятельность по обеспечению следующих направлений: о мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в образовательном пространстве; а обогащение, культурная децентрация картины мира учащегося, по возможности освобождение ее от стереотипов дискриминации в отношении 12 |
66 природоведение, география, история и литература, не даст реальных положительных результатов, если за ними не будет стоять установка на открытое, доброжелательное отношение к инаковости. Воспитателю и педагогу стоит периодически ставить перед собой вопрос, в какой мере его собственный предмет (или воспитательные цели) нс носит оттенок и нс является дискриминационным по отношению к той или иной общественной группе. И в этой саморефлексии, самопроверке подспорьем могли бы выступить те концептуальные положения, которые непосредственно связаны с поликультурностью социальной действительности (антиуниверсализм и релятивизм, децентрация социальных систем, гибкие формы социальной сборки, роль власти и малых социальных образований и др.). В этих же концептуальных положениях педагог найдет и дополнительный аргумент в пользу значимости привнесения бикультурного акцента в образовательный процесс наряду с отмеченными выше моментами поликультурности образовательной среды образовательного учреждения и педагогическим потенциалом поликультурного компонента образования. Подобные концептуальные положения отражают общую атмосферу нашей эпохи широкое признание принципа культурной многополюсности мира. Основные подходы к реализации организационно-педагогических условий по созданию непрерывного бикультурного образования как целостного педагогического процесса, оказывающих существенное влияние на личностное развитие дошкольников и младших школьников, рассмотрим на примере образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного , возраста, прогимназии «Кристина». Пример такого учреждения может служить моделью образовательного учреждения, на практике разрешающего следующие задачи, стоящие на первом этапе перед образовательным учреждением, реализующего поликультурное образование, а именно: мирное и плодотворное взаимодействие разных культур в образовательном пространстве; |