Проверяемый текст
Шабалдас, Алексей Егорович; Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде (Диссертация 2005)
[стр. 19]

отличительные и сходные черты, а это зачастую приводит к проблеме адаптации в данной среде.
Поскольку субъекты взаимодействия являются представителями этнических групп, то они более или менее сознательно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип поведения, который одобряется в данных группах и имеет свою специфику.
Социально конструируемое взаимодействие отражает сущность групп и соответствует их природе, следовательно, в социальном плане взаимодействие в значительной мере
дифференцированно, индивидуализировано и вариативно.
А.Д.
Карнышев под межэтническим взаимодействием понимает разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимоденствующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.
Он выделяет три основных вида этнического взаимодействия.
1.

Воздействие.
Преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же инертен, пассивен
по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.).
2.
Содействие.
Когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество.
3.
Противодействие.
То есть препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий.
Данная типология межэтнического взаимодействия в целом согласуется с типологией культуролога И.П.Маркова,
который отмечает, что взаимодействие между культурами может строиться по следующим моделям [13].
19
[стр. 148]

«воздействие менталитета этноса на человека, приобщение его к истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность» (Гасанов З.Г., 1999).
В процессе эт нической социализации индивид осваивает присущие этносу миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.
Конечный результат этого процесса человек, компетентный в культуре народа, в языке, ритуалах, ценностях и т.
п.
В процессе этнической социализации (инкультурации) человек усваивает нормы, установки, стереотипы, ценности своего народа, адаптируется в этнической среде.
Поскольку субъекты взаимодействия являются представителями этнических групп, то они более или менее сознательно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип поведения, который одобряется в данных группах и имеет свою специфику.
Социально конструируемое взаимодействие отражает сущность групп и соответствует их природе, следовательно, в социальном плане взаимодействие в значительной мере
дифференцировано, индивидуализировано и вариативно.
А.Д.
Карнышев (1997) под меж этническим взаимодействием понимает разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств.
Он выделяет три основных вида этнического взаимодействия.
1.

Воздейс?пвие.
Преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же инертен, пассивен
но отношению к

[стр.,149]

данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.
п.).
2.
Содействие.
Когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество.
3.
Противодействие.
То есть препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий.
Данная типология межэтнического взаимодействия в целом согласуется с типологией культуролога И.П.
Маркова
(1996), который отмечает, что взаимодействие между культурами может строиться по следующим моделям.
1.

Диалог культур, в процессе которого происходит взаимообмен ценностями и каждая культура в сравнении с другой обретает свою индивидуальность, осознает то, что отличает ее от других.
На уровне взаимодействия культурных явлений как относительно самостоятельных систем (идеологий, мировоззрений, культур различных этнических групп) эта модель работает лишь в том случае, если взаимодействующие субъекты «равны себе», то есть самотождесгвенны, аутентичны.
2.
Аккультурация, которая характеризует специфику взаимодействия культурных систем в случае их неравенства или неаутентичности одной из них.
Контакт в таком случае теряет свою диалогическую природу и принимает односторонний характер одна культура находится в роли «реципиента», производя оценку и отбор различных элементов «донорской» культуры, отторгая или адаптируя (синкретизируя) их.
Эти процессы могут принимать форму экспансии культурных ценностей из одного центра или добровольного подражания и заимствования элементов других культур в силу их субъективной значимости.

[Back]