1. Диалог культур, в процессе которого происходит взаимообмен ценностями, и каждая культура в сравнении с другой обретает свою индивйдуЕцгьность. осознает то. что отличает ее от других. На уровне 'взаимодействия культурных явлений как относительно! самостоятельных систем (идеологий, мировоззрений, культур различных этнических групп) эта модель работает лишь в том случае, если взаимодействующие субъекты «равны себе», то есть самотождественны, аутентичны., 2. Аккультурация, которая характеризует специфику взаимодействия культурных систем в случае их неравенства или неаутентичности одной из них. Контакт в таком случае теряет свою диалогическую природу и принимает одностороннийхарактер одна культура находится в роли «реципиента», производя оценку' -и отбор различных элементов «донорской» культуры, отторгая или адаптируя (синкрстизируя) их. Эти процессы могут принимать форму экспансии культурных ценностей из одного центра или добровольного подражания и -заимствования элементов других культур в силу ихсубьективнон значимости. 3. Негативная конвергенция, когда в процессе взаимодействия «неподлинных» культур каждая из них усваивает элементы другой, которые в контексте ее содержания начинают «играть деструктивную роль». В наиболее) общем виде под аккультурацией понимают процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих этнических групп. Изменения и заимствования происходят на уровне традиций; ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивидов. В условиях полиэтнического общества индивид, являясь этнофором какой-то Определенной группы, в течение всего периода жизнедеятельности вступает во взаимоотношения с представителями других этносов, сталкиваясь при этом с их-системой этнических ценностей, в результате чего на процесс 20 |
данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т. п.). 2. Содействие. Когда два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях; высшей формой содействия выступает сотрудничество. 3. Противодействие. То есть препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или создание ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий. Данная типология межэтнического взаимодействия в целом согласуется с типологией культуролога И.П. Маркова (1996), который отмечает, что взаимодействие между культурами может строиться по следующим моделям. 1. Диалог культур, в процессе которого происходит взаимообмен ценностями и каждая культура в сравнении с другой обретает свою индивидуальность, осознает то, что отличает ее от других. На уровне взаимодействия культурных явлений как относительно самостоятельных систем (идеологий, мировоззрений, культур различных этнических групп) эта модель работает лишь в том случае, если взаимодействующие субъекты «равны себе», то есть самотождесгвенны, аутентичны. 2. Аккультурация, которая характеризует специфику взаимодействия культурных систем в случае их неравенства или неаутентичности одной из них. Контакт в таком случае теряет свою диалогическую природу и принимает односторонний характер одна культура находится в роли «реципиента», производя оценку и отбор различных элементов «донорской» культуры, отторгая или адаптируя (синкретизируя) их. Эти процессы могут принимать форму экспансии культурных ценностей из одного центра или добровольного подражания и заимствования элементов других культур в силу их субъективной значимости. 3. Негативная конвергенция, когда в процессе взаимодействия «неподлинных» культур каждая из них усваивает элементы другой, которые в контексте ее содержания начинают «играть деструктивную роль». В наиболее общем виде под аккульт урацией понимают процесс взаимовлияния людей с определенной культурой друг на друга, а также результат этого влияния, выражающийся в изменении паттернов культуры одной или обеих этнических групп. Изменения и заимствования происходят на уровне традиций, ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивидов. В условиях полиэтнического общества индивид, являясь этнофором какой-то определенной группы, в течение всего периода жизнедеятельности вступает во взаимоотношения с представителями других этносов, сталкиваясь при этом с их системой этнических ценностей, в результате чего на процесс социализации, инкультурации индивида накладываются различные иерархии ценностей этнических групп, составляющих его непосредственное окружение. В этих условиях индивид имеет возможность выбора. Социализация двусторонний процесс, поэтому, с одной стороны, идентичность формируют социальные институты, сопутствующие социализации (институты, которые формируют у индивида систему ценностей, в том числе и этнических), — такие, как семья, система образования, неформальное окружение, с другой сам индивид. Все эти обстоятельства могут привести человека к переосмыслению роли этнической принадлежности в его жизни и к трансформации этнической идентичности. Но даже если индивид не меняет этническую идентичность, то внешние социокультурные особенности среды жизнедеятельности, в частности полиэтничность, вынуждают его достигать соответствия (совместимости) с ней (средой). Он подбирает для себя те ценности, которые, на его взгляд, в наиболее полной мере отвечают существующей реальности. |