отрицательным явлениям в плане идеологии, общения и поведения. Толерантность нетождественна отсутствию оценок, индифферентности нравственной направленности мировоззренческих ориентаций. Она также не означает снисходительность, примирение с морально порицаемыми явлениями. Таким образом, толерантность в социальном аспекте — это терпимость к чужим мнениям, убеждениям и поведению, к критике другими своих действий; в психологическом аспекте способность к сохранению психоэмоциональной устойчивости и адекватного реагирования на события и явления в условиях различных помех. Па наш взгляд, современное понятие сущности толерантности базируется на признании, принятии, понимании и уважении непохожести,различия, а также готовности к диалогу. Можно выделить следующие критерии толерантности [15]; равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их иола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, людям из сексуальных меньшинств и др.); равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе; свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и S3 |
процесса и межэтническому взаимопониманию. С этой целью необходимо организовать приобретение представителями этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов. Толерантное взаимопонимание представителей этнических общностей представляет собой нравственное самоутверждение своего и иного, содействующее ликвидации предубежденности друг против друга, настраивающее на диалог и сотрудничество. Толерантное взаимодействие этнофоров дает возможность расширить каждому из них горизонт личного этнического опыта, понять и оценить свое собственное поведение и поведение других. На наш взгляд, современное понятие сущности толерантности базируется на признании, принятии, понимании и уважении непохожести, различия, а также готовности к диалогу. Среди признаков толерантности выделяют язык, устои взаимоотношений, социальные отношения, особые события, культурные события и действия, религиозные обычаи, межгрупповое взаимодействие. Язык. В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит. Они помогают детям, только начинающим учить язык, на котором ведутся занятия. Устои взаимоотношений. Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата. Социальные отношения. Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением. Отношения между большинством и меньшинством. К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, преподаватели относятся с деликатностью, а одноютассникис уважением. У детей есть возможность узнать об особенностях меньшинств от представляющих меньшинства одноклассников, которые как бы становятся их учителями. Жизненный опыт и перспективы таких учеников должны учитываться при составлении учебных планов. Особые события. При проведении школьных фестивалей, родительских дней и других особых мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических и языковых групп. Культурные события и действия. Признаются праздники всех культурных групп, представленных в школе, и если это возможно, ученики из других групп принимают в них участие. Религиозные обычаи. Уважаются вероисповедания всех детей. Всем детям дается возможность, если они хотят, объяснить одноклассникам свои религиозные обычаи и веру. Все проявляют взаимное уважение. Межгрупповос взаимодействие. Часто практикуются совместное изучение материала и групповая работа. Преподаватель следит за тем, чтобы основная часть этой работы выполнялась группами, в которых наиболее полно представлены разные культуры и характеры. Можно выделить следующие критерии толерантности: равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, людям из сексуальных меньшинств и др.); равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в обществе; свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; сотрудничество и солидарность в решении общих проблем; позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами. Следует учесть также еще такой важный критерий эффективности формирования толерантной личности в межэтническом взаимодействии, как учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе школы. Национально-психологические особенности влияют на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов. Необходимо находить у каждой этнической общности определенные закономерности восприятия воспитательных воздействий, свои специфические традиции проведения воспитательных мероприятий и впоследствии учитывать в общественной жизни в каждом конкретном национальном регионе. Например, известно, что в республиках Северного Кавказа беспрекословным уважением пользуются люди преклонного возраста. Привлечение их к процессу воспитания молодого поколения, опора на их авторитет среди земляков являются эффективными средствами сплочения многонациональных коллективов, фактором стабильности их развития и эффективного вовлечения в различного рода социальные отношения. |