Проверяемый текст
Шабалдас, Алексей Егорович; Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде (Диссертация 2005)
[стр. 71]

труда; овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наукой, искусством, религией, правом, моралью); принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.
■Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социально-культурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.
Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.
Первая стадия инкультурации способствует' сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образов, контрольна
проникновением в культуру случайных и новых элементов.
Вторая стадия обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений
разлившего масштаба.
Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
В свою очередь это состояние ментальности является показателем нормального функционирования и развития, как индивида, так и социокультурной среды.

Изменения, ‘ происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов.
Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную
71
[стр. 118]

118 2.2.
Приобщение школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов.
Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную
нетерпимость.
Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе является система образования.
Именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие ребенка.
Существуют особые способы этнокультурной трансляции этнических знаний от поколения к поколению.
Поэтому целью многонациональной школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений.
Правовой основой этнокультурного образования являются Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании».
Решение проблем, поставленных в этих документах, возможно при соблюдении следующих условий: содержание учебных планов с научных позиций учитывает особенности детей разных национальностей и этносоциумов в поликультурном обществе; личность школьника является не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, соответствующего его интересам и потребностям, национально-психологическому укладу; образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и этнопедагогическое явление, представляющее собой совокупность

[стр.,143]

которых тренируется и развивается физическая активность; стратегические игры, тренирующие и развивающие способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов; стохастические игры, решающая роль в которых принадлежит случаю, удачному стечению обстоятельств, приучающие ребенка к тому, что он может встретиться с неконтролируемыми обстоятельствами, к представлению о риске; ролевые игры, цель которых помочь ребенку освоить те функции, которые ему придется выполнять в будущем.
В играх развиваются такие личностные характеристики, как интеллект, способность к обучению, фантазия, воображение.
Значимое место в процессе первичной инкультурации принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду.
Таким образом, инкультурация ребенка является предпосылкой его трансформации во взрослую, способную к адекватному участию в социокультурной жизни личность.
В этнологии детство понимается не как ранняя стадия существования человека, а как период социокультурной подготовки человека к взрослой жизни.
Взрослым индивид считается в случае наличия у него определенной совокупности врожденных и приобретенных качеств, из которых наиболее важны следующие: достижение необходимой степени физической зрелости организма, как правило, несколько превышающей наступившую способность к воспроизведению потомства; овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сферах домашнего хозяйства и общественного разделения труда; овладение достаточным объемом культурных знаний и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп и знакомство с различными «языками» культуры (наукой, искусством, религией, правом, моралью); принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.


[стр.,144]

Главной отличительной особенностью второй стадии инкультурации становится выработка у индивида способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе.
Индивид получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем: расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для него и для других; он получает право участвовать в составе своей этнической группы в действиях, результатами которых могут быть значительные культурные изменения.
Первая стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку основным здесь является воспроизведение уже имеющихся образов, контроль
за проникновением в культуру случайных и новых элементов.
Вторая стадия обеспечивает членам общества возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, внесение в нее изменений
различного масштаба.
Гармоничное и последовательное развитие обоих этапов инкультурации завершается формированием менталитета личности совокупности установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
В свою очередь это состояние ментальности является показателем нормального функционирования и развития как индивида, так и социокультурной среды.

Современная социальная педагогика трактует социум как совокупность условий жизнедеятельности, характеристик среды обитания, в которой происходит производство социальных групп и отдельных индивидов.
Формирование гуманных толерантных отношений в социуме одна из основных целей и духовно-нравственных основ социально-педагогической деятельности.
Важным условием эффективности деятельности для достижения этих целей является глубокое знание социума, что, в свою очередь, позволит правильно использовать его.
Для этого образовательные

[Back]