Проверяемый текст
Шабалдас, Алексей Егорович; Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде (Диссертация 2005)
[стр. 72]

нетерпимость.
Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе является система образования.
Именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие
учащегося.
Существуют особые способы этнокультурной трансляции этнических знаний от поколения к поколению.
По
логике приобщения, освоения и погружения
учащегося в культуру народа проецируется и строится программа этнокультурного развития учащегося, формирования его этнического самосознания.
Одним из теоретических оснований такого подхода является то, что содержание образования в учебно-воспитательных институтах с полиэтническим составом учащихся включает в себя три взаимосвязанных компонента: обеспечение
возможности каждому самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций; создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением: вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях [40].
В зарубежных странах имеется опыт по развитию этнического самосознания в рамках образовательно-воспитательного процесса.
Так, в Японии существует система «морального воспитания», имеющая
более чем вековую традицию.
В ее основе лежат идеи, заимствованные из религиознофилософских учений.
Основная цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, соответствующую заданной обществом модели человека с «групповым сознанием», национальным характером,
определенным поведением, как гражданина Японии (Ли Хан Чей).
С ранних
лет сначала в семье, а потом и в школе стремятся формировать в детях в духе национальных традиций чувство заботы о других, преданность, солидарность и другие качества.
Данной системой охвачена в Японии и внешкольная деятельность,
72
[стр. 118]

118 2.2.
Приобщение школьника к национальным традициям и обычаям в межэтническом взаимодействии Изменения, происходящие в Российской Федерации в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали в свою очередь рост национального самосознания этносов.
Появилась определенная тенденция межэтнического расслоения, которая зачастую переходит в национальную нетерпимость.
Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе является система образования.
Именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие
ребенка.
Существуют особые способы этнокультурной трансляции этнических знаний от поколения к поколению.
Поэтому
целью многонациональной школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений.
Правовой основой этнокультурного образования являются Конституция РФ и Закон РФ «Об образовании».
Решение проблем, поставленных в этих документах, возможно при соблюдении следующих условий: содержание учебных планов с научных позиций учитывает особенности детей разных национальностей и этносоциумов в поликультурном обществе; личность школьника является не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, соответствующего его интересам и потребностям, национально-психологическому укладу; образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и этнопедагогическое явление, представляющее собой совокупность

[стр.,121]

1 2 1 федеральным стандартам и приобщение детей разных этносов к своей национальной культуре, языку, истории, традициям.
Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей.
Такая система предполагает, что в содержании образования должны быть представлены богатство российской национальной культуры, образ жизни каждого этноса, их традиции, обычаи, социальные нормы (стереотипы) поведения, духовные ценности.
По логике приобщения, освоения и погружения
ребенка в культуру народа проектируется и строится программа этнокультурного развития ребенка, формирования его этнического самосознания.
Одним из теоретических оснований такого подхода является то, что содержание образования в учебно-воспитательных институтах с полиэтническим составом учащихся включает в себя три взаимосвязанных компонента: обеспечение
каждому возможности самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры и традиций; создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением; вовлечение растущей личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях.
В зарубежных странах имеется опыт по развитию этнического самосознания в рамках образовательно-воспитательного процесса.
Так, в Японии существует система «морального воспитания», имеющая
многовековую традицию.
В ее основе лежат идеи, заимствованные из религиозно-философских учений.
Основная цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, соответствующую заданной обществом модели человека с «групповым сознанием», национальным характером,


[стр.,122]

122 определенным поведением, как гражданина Японии (Ли Хан Чей).
С ранних
лег, сначала в семье, а потом и в школе стремятся формировать в детях в духе национальных традиций чувство заботы о других, преданность, солидарность и другие качества.
Данной системой охвачена в Японии и внешкольная деятельность,
включая отношения в семье, с друзьями.
При этом активно используются средства массовой информации, подготовка к официальным праздникам (день нации, день рождения императора, день конституции, день труда и т.
д.).
Программа курса «морали» включает три раздела.
Первый раздел охватывает темы, воспитывающие лояльность через формирование чувства принадлежности к своей социальной группе: сначала к семье и школе, потом к государству.
Второй раздел включает темы, направленные на воспитание «активной личности», умеющей подчинять свои дела и мысли государственным целям.
Третий раздел ставит задачу обучить ребенка воспринимать общественные нормы поведения как внутренне необходимые.
В воспитании нравственных установок, ценностных ориентаций у японской молодежи широко используются социальные функции культуры, особенно традиционной национальной культуры, которая, как утверждают японские ученые, органически связана с японской моделью социального развития.
В Соединенных Штатах Америки также уделяется внимание развитию у детей чувства этнической принадлежности.
Об этом подробно писали Ф.
Райс, К.
Байндер, Дж.
Фаркас и др.
Особенно большое внимание уделяется эмигрантам из Латинской Америки, так как дети из таких семей являются оторванными от своей культуры, языковой среды и наиболее подвержены воздействию негативных факторов социальной среды.
Законодательными документами отдельных штатов создаются на базе образовательных учреждений службы помощи, клубы и молодежные объединения, где такие дети изучают культуру, обычаи, традиции своего народа.
В эти социальные институты привлекаются и родители, и

[Back]