полиэтнического образовательного учреждения с включением компонентов духовной культуры народа, к которому принадлежит конкретный учащийся. Главная идея современного российского образования в поликультурной' среде связана с формированием национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, обеспечением поликультурного образования в теснейшей связи с общечеловеческими ценностями. В настоящее время в педагогической науке происходит глубокий процесс обновления профессионального педагогического сознания, что становится основой для реформирования образовательной системы. Настоятельная необходимость существенных перемен в образовании, обучении, воспитании подрастающего поколения определяется потребностями перестройки общественной системы. Как показывает педагогическая практика, реализация многогранных и чрезвычайно сложных задач по возрождению этнокультуры и духовных ценностей народа в значительной мере зависит от реформирования системы образования. В то же время поспешные, необдуманные изменения в системе образования, в процессе егореформирования, не всегда оправданы и зачастую не имеют прогрессивного характера. Некритическое принятие заданных образцов образовательной системы без учета своеобразия национально-исторической характеристики общества не способствует прогрессу общества и образования. Результаты исторического анализа развития образования свидетельствуют о том, что знание своей родной культуры помогает учащемуся понимать и уважать язык, культуру других народов и людей разных национальностей. При осмыслении истоков формирования образовательной системы надо учитывать, в русле какой идеологии развивались образовательные учреждения. Существует три основных подхода к построению поликультурного образования, последовательно заявивших о себе. Первым в данном ряду стоит подход с позиций культурной ассимиляции. Суть его заключается в том, что учащиеся осваивают в первую очередь 8? . |
16 ренного народа и представленностью этих компонентов в содержании обучения и воспитания. Этнокультура народов, формирование национального самосознания в соответствии с ценностными ориентациями должны ориентироваться на историческую истину относительно роли других совместно проживающих и сопредельных народов как спутников исторического пути коренных народов. То есть на современном развитии общества принцип сочетания и последовательности изучения культур в содержании образования должен стать одним из центральных принципов при организации учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении. В современных условиях образование необходимо рассматривать как общекультурную гуманистическую среду, основанную на ценностях традиционной культуры этносов, на демократических принципах; соотнесенную с потребностями развития многонационального сообщества, с современным общественным идеалом личности, основные черты которого восприняты от народной, духовной, в том числе и религиозной традиции [18; 37; 36]. По всей видимости, такое представление об образовании будет способствовать сохранению целостности его содержания, сохранению возможностей широких полномочий образовательным учреждениям в разработке программ, учебников и учебных пособий в конкретных условиях деятельности полиэтнического образовательного учреждения с включением компонентов духовной культуры народа, к которому принадлежит конкретный обучающийся. Главная идея современного российского образования в поликультурной среде связана с формированием национального самосознания личности как части общероссийского менталитета, поликультурного образования в теснейшей связи с общечеловеческими ценностями. В настоящее время в педагогической науке происходит глубокий процесс осмысления прошлого, классических форм обучения, формирования нового мышления в профессиональном педагогическом сознании, что становится основой для реформирования образовательной системы. Настоятельная необходимость существенных перемен в образовании, обучении, воспитании подрастающего поколения определяется потребностями перестройки общественной системы. Как показывает педагогическая практика, реализация многогранных и чрезвычайно сложных задач по возрождению этнокультуры и духовных ценностей народа в значительной мере зависит от реформирования системы образования. В то же время поспешные, необдуманные изменения в системе образования, в процессе его реформирования не всегда оправданы и не носят прогрессивного характера. Некритическое принятие заданных образцов образовательной системы без учета своеобразия национальноисторической характеристики общества не способствует прогрессу общества и образования. Исторический анализ развития образования показывает, что знание своей родной культуры помогает учащемуся понимать и уважать язык, культуру других народов и людей разных национальностей. При осмыслении истоков формирования образовательной системы надо учитывать, в русле какой идеологии развивались образовательные учреждения. Существует три основных подхода к построению поликультурного образования (культурного многообразия в пространстве школы [111]), последовательно заявивших о себе. Первым в данном ряду стоит подход с позиций культурной ассимиляции. Суть его заключается в том, что обучающиеся осваивают в первую очередь достижения более «развитой» культуры большей нации, на территории |