Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 108]

Группа социально-демографических характеристик военнослужащего, совершающего преступления против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений, на первый взгляд, имеет небольшое значение для детерминации рассматриваемых преступлений в силу отсутствия очевидной взаимосвязи с результатом преступления и относительной неизменяемости этих характеристик.
Однако утверждать подобное было бы неправильно, так как именно эти характеристики
позволяют диагнозцировать неустойчивость психики личности (в силу возрастных особенностей или условий воспитания), наличие антисоциального (отрицательные характеристики с места учебы или работы, наличие приводов в милицию, наличие фактов привлечения к уголовной ответственности или даже судимости).
Основная особенность такой социально-демографической характеристики рассматриваемой личности, как пол, заключается в том, что она влияет на совершение преступления не сама по себе, а в комплексе с другими факторами.
Криминогенная значимость пола преступника определяется взаимодействием с его личностными характеристиками психофизиологического характера и специфическими условиями прохождения военной службы.

Нельзя не согласиться с Е.А.
Моргуленко, что мужской пол военнослужащих играет наибольшую криминогенную роль в генезисе рассматриваемых преступлений лишь в сочетании с другой их социально-демографической характеристикой возрастом.
С учетом того обстоятельства, что основную массу этих преступлений совершают военнослужащие по призыву (мужчины в возрасте от 18 до 27 лет), взаимосвязь возраста и пола представляется вполне очевидной.* Лица рассматриваемой категории, не имеющие в силу молодежного возраста необходимого жизненного опыта и устойчивой социальной ориентации, попадая в сложные конфликтные ситуации, в большей степени, 108 1См.: Моргуленко Е.А., Указ.
Соч.
С.88.
[стр. 114]

§ 4.
Личность военнослужащего, посягающего на уставной порядок воинских взаимоотношений, и мотивация его преступного поведения Причинный комплекс общесоциальных и специфических факторов, порождающий нарушения уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности, безусловно, является главной детерминирующей силой совершения рассматриваемых преступлений.
Однако не все военнослужащие, которые так или иначе оказались в поле негативного воздействия этих факторов, совершают противоправные деяния, что свидетельствует о наличии в генезисе рассматриваемых преступлений группы качественно иных детерминант.
Учитывая то обстоятельство, что, как правило, преступное поведение не возникает неожиданно, а формируется в результате негативного воздействия объективных факторов посредством их отражения сознанием и подсознанием личности, следует признать, что для более полной характеристики причин и условий рассматриваемых преступлений необходимо, наряду с объективными факторами, рассмотреть их субъективные детерминанты, аккумулированные в личности военнослужащего, совершающего рассматриваемые преступления, то есть в личности преступника.
Изучение личности преступника обычно проводится на основе анализа элементов ее структуры.
В военной криминологии структура личности преступника традиционно рассматривается в виде трех интегрированных групп, объединяющих криминологически значимые характеристики личности: социально-демографические качества, психофизиологические качества и социально-психологические качества личности1.
Группа социально-демографических характеристик военнослужащего,
нарушающего уставные правила взаимоотношений, на первый взгляд имеет небольшое значение для детерминации рассматриваемых преступлений в силу отсутствия очевидной взаимосвязи с результатом преступления и 1См.: Лунеев В.В.
Криминология (Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР): Учебник / Под ред.
А.Г.
Горного.
М., 1986.
С.87.; Иншаков С.М.
Военная криминология: Учебник: В 2 ч.
/П о д общ ред.
В.В.
Лунеева.
М., 1999.
Ч.
1.
С.71.


[стр.,115]

относительной неизменяемости этих характеристик.
Однако утверждать подобное было бы неправильно, так как именно эти характеристики
указывают на незавершенную социализацию и, как следствие, отсутствие необходимого жизненного опыта, позволяют диагностировать неустойчивость психики личности (в силу возрастных особенностей или условий воспитания), наличие антисоциального (отрицательные характеристики с места учебы или работы, наличие приводов в милицию), а иногда и криминогенного опыта (наличие фактов привлечения к уголовной ответственности или даже судимости).
Основная особенность такой социально-демографической характеристики рассматриваемой личности как пол заключается в том, что она влияет на совершение преступления не сама по себе, а в комплексе с другими факторами.
Криминогенная значимость пола преступника определяется взаимодействием с его личностными характеристиками психофизиологического характера и специфическими условиями прохождения военной службы.

В целом же, по нашему мнению, мужской пол военнослужащих играет наибольшую криминогенную роль в генезисе рассматриваемых преступлений лишь в сочетании с другой их социально-демографической характеристикой возрастом.
Учитывая то обстоятельство, что основную массу рассматриваемых преступлений совершают военнослужащие по призыву (мужчины в возрасте от 18 до 27 лет), взаимосвязь возраста и пола представляется вполне очевидной.
Лица рассматриваемой категории, не имеющие в силу молодежного возраста необходимого жизненного опыта и
устойчивых социальных ориентаций, попадая в сложные конфликтные ситуации в большей степени, чем представители старших возрастных групп, способны на противоправные поступки.
Причем, чем сложнее ситуация, чем выше степень ее конфликтности, тем больше вероятность у молодого человека разрешить ее противоправным способом.
По тем же причинам данной категории свойственна высокая подверженность влиянию (в том числе и криминогенному) различных микрогрупп и воинского коллектива в целом.
К другим социально-психологическим и психофизиологическим порождениям возрастных особенностей военнослужащих

[Back]