Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 110]

показатели фиксируют невысокий уровень образования у военнослужащих рассматриваемой категории.
За период с 2002 по 2006 года преступления, предусмотренные статьей 335 УК РФ, совершили: 246 (1,3%) военнослужащих, имевших высшее образование, 6811 (37,6%) среднее полное (11 классов), 10540 (58,2%) среднее основное или среднетехническое образование, 48,7 (2,6 %) начальное образование.
Еще одной значимой социально демографической характеристикой является социальное положение (происхождение) военнослужащих.

Основную массу правонарушителей в сфере воинских взаимоотношений составляют представители наименее социально защищенных слоев
населения, что неудивительно с учетом того, что именно данный слой нашего общества является «поставщиком» призывного контингента во внутренние войска.
Безусловно, привычная с детства материальная нужда, отсутствие возможности удовлетворения элементарных «детских» потребностей на общем фоне культивируемых в обществе богатства и социального успеха, отдельных его представителей оказывают крайне неблагоприятное влияние на формирование личности подростка, нередко порождая у него ожесточенность и агрессивность.
Наряду с социальным происхождением военнослужащих, посягающих на уставной порядок взаимоотношений, не менее значимой представляется характеристика
их семейного положения.
Практически все рассматриваемые правонарушители являются холостыми, что уже само по себе имеет некоторую криминогенность из-за отсутствия социальных привязанностей и опыта выполнения социальных обязанностей.
Однако, по нашему мнению, большее значение имеет состав семьи, где они воспитывались до призыва на военную службу.

Среди военнослужащих, совершивших преступления, подпадающие под признаки статьи 335 УК РФ, с 2002 по 2006 года, 70 % воспитывались в семьях с двумя родителями.
Соответственно на долю военнослужащих правонарушителей из числа неполных семей или вообще не имеющих родителей приходится
30%.
С учетом того обстоятельства, что 110
[стр. 116]

рассматриваемой группы следует отнести: юношеский максимализм, ^сф о р мированную, а потому неустойчивую психику, конформизм по отношению к неформальным лидерам воинского коллектива, неустойчивую иерархию социальных ценностей, отсутствие опыта общения в замкнутой однополой группе, отсутствие привычки прогнозировать последствия своего поведения.
Не меньшее значение в группе социально-демографических характеристик военнослужащих, посягающих на уставной порядок воинских взаимоотношений, имеет уровень полученного до призыва на военную службу образования.
Следует отметить, что в военной криминологии традиционно отмечается достаточно устойчивая зависимость преступлений, характеризующихся элементами грубой силы, жестокости и примитивности, от низкого уровня образования преступников их совершающих1.
Однако вряд ли было бы справедливо устанавливать прямую зависимость между количеством оконченных военнослужащим классов и его противоправным поведением.
Направленность поведения личности определяет не образование само по себе, а уровень ее культуры, глубина знаний об окружающем мире и взаимоотношениях людей в нем, которые получает индивидуум в процессе своего образования.
Поэтому, не вызывает удивления то, что статистические показатели фиксируют невысокий уровень образования у военнослужащих рассматриваемой категории.
По данным Главной военной прокуратуры, за период с 1994 по 2002 год преступления, предусмотренные ст.
335 УК РФ (244 УК РСФСР), совершили: 246 (1,3%) военнослужащих, имевших высшее образование, 6811 (37,6%) среднее полное (11 классов), 10540 (58,2%) среднее основное или средне-техническое образование, 487 (2,6%) начальное образование.
Еще одной значимой социально-демографической характеристикой является социальное положение (происхождение) военнослужащих
рассматриваемой группы.
Основную массу правонарушителей в сфере воинских взаимоотношений составляют представители наименее социально защищенных слоев
1Лунеев В.В.
Криминология (Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР): У чебник/ Под ред.
А.Г.
Горного.
М., 1986.
С.90.


[стр.,117]

населения, что неудивительно, учитывая, что именно данный слой нашего общества является основным «поставщиком» призывного контингента современной армии.
Более подробный анализ данного факта был нами проведен при рассмотрении общесоциальных причин исследуемых преступлений.
Безусловно, привычная с детства материальная нужда, отсутствие возможности удовлетворения элементарных «детских» потребностей на общем фоне культивируемых в обществе богатства и социального успеха отдельных его представителей оказывают крайне неблагоприятное влияние на формирование личности подростка, нередко порождая у него ожесточенность и агрессивность.
Наряду с социальным происхождением военнослужащих, посягающих на уставной порядок взаимоотношений, не менее значимой представляется характеристика
его семейного положения.
Практически все рассматриваемые правонарушители являются холостыми, что уже само по себе имеет некоторую криминогенность из-за отсутствия социальных привязанностей и опыта выполнения социальных обязанностей.
Однако, по нашему мнению, большее значение имеет состав семьи, где они воспитывались до призыва на военную службу.

В соответствии с данными Главной военной прокуратуры, из 19850 военнослужащих, совершивших исследуемые преступления с 1994 по 2002 год, воспитывались в семьях с двумя родителями 14270 (72%) военнослужащих.
Соответственно на долю военнослужащих-правонарушителей из числа неполных семей или вообще не имеющих родителей приходится
28%.
Учитывая то обстоятельство, что общий процент военнослужащих по призыву из числа неполных семей ненамного выше, следует признать наличие такой социально-демографической характеристики как неполная семья крайне криминогенной составляющей личности, посягающей на уставной порядок взаимоотношений между военнослужащими.
Установление роли и значения социально-демографических характеристик личности правонарушителя в генезисе нарушения уставных правил взаимоотношений военнослужащих невозможно без анализа физиологических (соматических, травматических, инфекционных) и психологических

[Back]