Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 114]

возбуждения и торможения нервной системы (что характерно именно для холериков), небезинтересными представляются данные, полученные сотрудниками Лаборатории исследования социально-психологических проблем внутренних войск МВД России.
Так, при проведении психодиагностических формализованных интервью с военнослужащими, допустившими факты нарушений уставных правил взаимоотношений, 86% из них основной причиной своего противоправного поступка назвали состояние внутренней агрессии, желание выплеснуть накопившееся внутреннее напряжение.
Примерно у такого же количества (79,5%) правонарушителей рассматриваемой группы диагностируются повышенная напряженность, тревожность, низкаяэмоциональная устойчивость.1
По нашему мнению, указанные выше особенности военнослужащих холерического темперамента позволяют отнести этих лиц к своеобразной «группе риска» не в силу прямой зависимости противоправного поведения от рассматриваемых психофизиологических особенностей, а в результате особой подверженности данной категории военнослужащих дестабилизирующему влиянию различных неблагоприятных факторов военной службы (замкнутость воинского коллектива, вынужденное общение с сослуживцами, иррациональный труд и др.).
Эти факторы играют роль катализаторов внутренней агрессии
у лиц, и без того обладающих неблагоприятной психофизиологической характеристикой.
С сожалением приходится констатировать, что в последнее время таких лиц на военной службе по призыву оказывается все больше.
Около 15% призванных на военную службу молодых людей не способны по своим индивидуальнопсихологическим особенностям адаптироваться к условиям службы по призыву в силу своих крайне низких адаптационных способностей, более 10% имеют низкий уровень нервно психической устойчивости, около 20% склонны к проявлению агрессии в неблагоприятных
условиях.2 114 1См.: Быковский В.И.
Указ.
Соч.
С.
13.
2См.

там же.
[стр. 120]

вспыльчивость, невыдержанность и агрессивность.
В большинстве случаев, эти психофизиологические особенности обусловлены неуравновешенным типом нервной системы, где процесс возбуждения доминирует над процессом торможения1.
Данное мнение подтверждается и более современными исследованиями2.
Учитывая, что в основе противоправного поведения, посягающего на уставной порядок воинских межличностных отношений, лежат различные формы внутренней агрессии рассматриваемых субъектов, а сама агрессия нередко является следствием дисбаланса между процессами возбуждения и торможения нервной системы (что характерно именно для холериков), небезынтересными представляются данные, полученные сотрудниками Лаборатории исследования социально-психологических проблем ВВ МВД России.
Так, при проведении психодиагностических формализованных интервью с военнослужащими, допустившими факты нарушений уставных правил взаимоотношений, 86% из них основной причиной своего противоправного поступка назвали состояние внутренней агрессии, желание выплеснуть накопившееся внутреннее напряжение.
Примерно у такого же количества (79,5%) правонарушителей рассматриваемой группы диагностируются повышенная напряженность, тревожность, низкая эмоциональная
устойчивость3.
По нашему мнению, указанные выше особенности военнослужащих холерического темперамента позволяют отнести этих лиц к своеобразной «группе риска» не в силу прямой зависимости противоправного поведения от рассматриваемых психофизиологических особенностей, а в результате особой подверженности данной категории военнослужащих дестабилизирующему влиянию различных неблагоприятных факторов
воинской службы (замкнутость воинского коллектива, вынужденное общение с сослуживцами, иррациональный труд, и др.).
Эти факторы играют роль катализаторов внутренней агрессии
1 См.: Лунеев В.В.
Криминология (Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР): Учебник / Под ред.
А.Г.
Горного.
М., 1986.
С.
183.
2 См., например: Крупнов И.В.
Социалыга-психологические аспекты криминальной агрессии в воинском коллективе: Дис_ _ канд.
юрид.
наук.
М., 2003.
С.38.
3 См.: Быковский В.И.
Указ.
соч.
С.
13.


[стр.,121]

у лиц, и без того обладающих неблагоприятной психофизиологической характеристикой.
С сожалением приходится констатировать, что в последнее время, таких лиц на военной службе по призыву оказывается все больше.
Около 15% призванных на военную службу молодых людей не способны по своим индивидуально-психологическим особенностям адаптироваться к условиям службы по призыву в силу своих крайне низких адаптационных способностей, более 10% имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости, около 20% склонны к проявлению агрессии в неблагоприятных
условиях1.
Вместе с тем, при анализе темперамента, его свойств, особенностей нервно-психической устойчивости и социальной адаптивности субъекта преступлений против уставного порядка воинских взаимоотношений следует исходить из того, что эти психофизиологические характеристики не подлежат ни социальной, ни правовой оценке, так как не могут определять социальную сущность человека.
Как справедливо отмечается в научной литературе: «Никакой темперамент не служит препятствием для развития общественно ценных свойств личности, равно как и отрицательных ее свойств.
Генетически детерминированные свойства темперамента это лишь предпосылки воспитания, обучения, формирования характера, развития умственных и физических А способностей» .
Социальную же сущность индивидуума, и, соответственно, направленность его поступков определяют присущие ему мировоззрение, знания, убеждения, взгляды, установки, оценки, привычки, навыки и интересы, то есть качества, относимые криминологией к блоку социально-психологических характеристик личности.
Совокупность негативных социально-психологических характеристик (криминогенных качеств) личности военнослужащего, посягающего на уставной порядок воинских взаимоотношений, целесообразно разделить на две категории.
Во-первых, это устойчивые качества, приобретенные военнослужащим до призыва на военную службу и находящие свое проявление в поведении 1См.: Быковский В.И.
Указ.
соч.
С.13.
2
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н.
Генетика, поведение, ответственность: (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения).
М., 1982.
С.21.


[стр.,183]

вание позволяет сделать вывод о том, что состояние внутренней агрессии, желание выплеснуть накопившееся внутреннее напряженное, повышенная напряженность, тревожность, низкая эмоциональная устойчивость, диагностируемая у лиц холерического темперамента, совершающих правонарушения в сфере уставных взаимоотношений, имеют особую криминогенную значимость не в силу прямой зависимости противоправного поведения от рассматриваемых психофизиологических особенностей, а в результате особой подверженности данной категории военнослужащих дестабилизирующему влиянию различных неблагоприятных факторов воинской службы (замкнутость воинского коллектива, вынужденное общение с сослуживцами, иррациональный труд.).
Эти факторы играют роль катализаторов внутренней агрессии у лиц, и без того обладающих неблагоприятной психофизиологической характеристикой.

13.
Криминогенные убеждения военнослужащих — правонарушител являясь криминогенной базой противоправного поведения в сфере уставных взаимоотношений, подразделяются на убеждения, приобретенные до призыва на военную службу, и убеждения, приобретенные в процессе военной службы.
При этом роль последних определяется степенью напряженности криминогенной ситуации и влиянием на субъект негативных традиций воинского коллектива (неформальной системы воинских отношений).
В то же время возникновение, укрепление и реализация в конкретном преступлении этих убеждений практически невозможны без наличия в структуре личности правонарушителя криминогенных убеждений тождественной направленности, приобретенных им до призыва на военную службу, что свидетельствует о диалектической связи и единстве социально-психологических качеств, полученных как до призыва на военную службу, так и возникнувших в ее процессе.
Особая роль привычек и стереотипов поведения правонарушителя в генезисе рассматриваемых преступлений объясняется силой криминогенного информационного воздействия на военнослужащего со стороны неформальной системы воинских отношений, в результате которого более половины всех военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, одобряют

[Back]