Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 125]

§2.
Причины и условия совершения преступлений против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений и меры по их предупреждению В криминологии всю совокупность факторов, детерминирующих преступность в Вооруженных Силах Российской Федерации и внутренних войсках, принято делить на три основные группы: 1) общие детерминанты преступности, реализуемые через условия жизни, воспитания, учебы и работы правонарушителей до призыва на военную службу; 2) специфические детерминанты преступности, преломляющиеся через армейские условия жизни и быта; 3) сугубо индивидуальные воинские детерминанты преступлений военнослужащих.1 Применительно к анализу причин исследуемых преступлений некоторые авторы расширяют указанную классификацию отдельными частными предложениями.
Так, К.Д.
Нечевин считает необходимым дополнить первую группу факторов особенностями личности, врожденными и приобретенными
л ею до призыва на военную службу.
Соглашаясь в целом с указанной классификацией и с уточнениями, предложенными К.Д.
Нечевиным, мы со своей стороны, полагаем необходимым дополнить вторую группу факторов особенностями личности правонарушителя, приобретенными им до призыва на военную службу, но проявившимися в результате влияния специфических условий
военной службы и армейского быта.
Кроме того, в третью группу факторов рассматриваемой классификации мы предлагаем включить особенности личности, приобретенные ею во время своей службы и исключительно в связи с ней.

Как отмечает Милюков С.Ф.
«проблема причин преступности является 125 1Криминология: Учебник/ Подред, И.И.
Карпеца, В.Е.
Эминова.
М., 1992.
С.
266.

2См.: Нечевин К.Д.
Преступленияпротив воинскихуставных взаимоотношений: причины ипредупреждение:
Дисс....
канд.юрид, наук.
М., 1996.
С.

41.
[стр. 71]

необходимо учитывать и то обстоятельство, что Вооруженные Силы это «специфическая часть общества, со своими социально-экономическими, демографическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые положительно или отрицательно отражаются на преступности военнослужащих»5.
Следовательно, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, помимо общих причин, детерминированы и специфическими, вытекающими из особенностей военной службы факторами.
В криминологии всю совокупность факторов, детерминирующих преступность в Вооруженных Силах,
принято делить на три основные группы: 1) общие детерминанты преступности, реализуемые через условия жизни, воспитания, учебы и работы правонарушителей до призыва на военную службу; 2) общие детерминанты преступности, специфично преломляющиеся через армейские условия жизни и быта; 3) сугубо воинские детерминанты преступлений военнослужащих2.
Применительно к анализу причин исследуемых нами преступлений некоторые авторы расширяют эту классификацию отдельными частными предложениями.
Так К.Д.
Нечевин считает необходимым дополнить первую группу факторов особенностями личности, врожденными и приобретенными
ею до призыва на военную службу3.
Соглашаясь в целом с указанной классификацией и с уточнениями, предложенными К.Д.
Нечевиным, мы, со своей стороны, полагаем необходимым дополнить вторую группу факторов особенностями личности правонарушителя, приобретенными им до призыва на военную службу, но проявившимися в результате влияния специфических условий
воинской службы и армейского быта.
Кроме того, в третью группу факторов рассматриваемой классификации мы предлагаем включить особенности личности, приобретенные ею во время своей службы и исключительно в связи с ней.

1Лунеев В.В.
Преступность XX века.
Мировые, региональные и российские тенденции.
М.: НОРМА, 1997.
С.382.
2Криминология: Учебник/ Под ред.
И.И.
Карпеца, В.Е.
Эминова.
М .,1992.
С.266.

3 См.: Нечевин К.Д.
Преступления против воинских уставных взаимоотношений: причины и
предупреждение:Дисс.
...канд.юрид.наук.М ., 1996.
С.41.


[стр.,95]

генезис и сущность указанных противоречий в силу их общеизвестности, хотелось бы отметить, что межнациональные, межэтнические, межрасовые и межрелигиозные противоречия однозначно признаются мировым и отечественным научно-криминологическим сообществом мощнейшими общесоциальными факторами преступности во всем -мире.
В России же современные тенденции к обострению национальных противоречий имеют крайне неблагоприятный характер.
Так, согласно проведенному в июне 1999 года Фондом «Общественное мнение» опросу, 37% россиян придерживаются националистических взглядов.
Из них 19% открыто поддерживают националистические идеологемы и 18% являются скрытыми националистами, не решающимися публично утверждать превосходство своей нации над другими1.
Межнациональные и межрелигиозные противоречия нашего общества находят свое отражение и в воинской среде, являясь весомыми детерминантами воинской преступности в целом и преступлений в сфере межличностных отношений военнослужащих в частности.
По данным К.Д.
Нечевина, в 85% случаев правонарушений, связанных с неуставными отношениями, национальности виновного и жертвы не совпадают2.
По данным другого исследования, относящегося к началу 90-х годов3, в ходе которого было опрошено 2 тыс.
военнослужащих Северного и Балтийского флотов, 21,3% респондентов полагали, что наибольшие предпосылки для межличностных конфликтов в воинских коллективах создают напряженные отношения между воинами разных национальностей.
В числе славян такого мнения придерживаются 20,8% опрошенных; из лиц кавказских национальностей 39,8%.
При этом и те, и другие указывают на допущенную к ним социальную несправедливость на межнациональной почве со стороны старослужащих (66,1 и 51,6% соответственно).
1 См.: Даниани Л.Я.
Фашизм в России: мифы и реалии // Социологические исследования.
2002.
№ З.С .109.
2 См.: Нечевин К.Д.
Преступления против воинских уставных взаимоотношений: причины и предупреждение: Дисс.
...канд.
юрид.
наук.
М ., 1996.
С.109.

3 См.: Забрянский Г.Н.
Предупреждение правонарушений военнослужащих на современном этапе военного строительства.
М., 1992.


[стр.,113]

Наряду с указанными социально-психологическими и психофизиологическими качествами военнослужащих процессу их виктимизации существенно способствуют объективные факторы следующего содержания: 1) разобщенность рядов потерпевших (большинство молодых солдат стремится приспособиться к «дедовским традициям»); 2) пассивное отношение значительной части офицеров и сержантов к случаям правонарушений в сфере межличностных отношений (это выражается, например, в проявлении 20% офицеров и 15% сержантов пренебрежительного отношения к молодым солдатам)1; 3) нежелание командования предавать гласности факты правонарушений; 4) низкая правовая культура новобранцев; 5) вольное толкование подзаконных нормативных актов офицерами и сержантами, негативно отражающееся на правах молодых солдат2; 6) «круговая порука» и наличие в воинском подразделении неформальной системы взаимоотношений; 7) отсутствие у потенциальных жертв уверенности в получении помощи от офицеров в случае обращения к ним (всего около 0,6 % опрошенных пострадавших от насильственных преступлений обращались за помощью к офицерам3); 8) отсутствие у военнослужащих информации о том, куда нужно обращаться за помощью.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в причинном комплексе нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности особое место занимают специфические детерминанты, вытекающие из особенностей организации, обеспечения и прохождения военной службы.
Отсутствие учета этих специфических факторов при организации и осуществлении борьбы с исследуемыми преступлениями приводит к бессистемности и, как следствие, бесполезности такой антикриминальной деятельности.
1 См.: Нечевин К Д Преступления против воинских уставных взаимоотношений: причины и предупреждение: Дисс.
...канд.
юрид.
наук.
М., 1996.
С
Л 10.
2 См.: Эминов В.Е., Мацкевич И.М.
Преступность военнослужащих.
Исторический, криминологический, социально-правовой анализ.
М.: PENATES ПЕНАТЫ, 1999.
С.186.
3 Клепиков Д.
Социальный контроль в армии // Социальный контроль над девиантностью в современной России/П од ред.
Я.И.
Гилинского.
СПб., 1998.
С.173.

[Back]