Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 128]

граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения,1 становится понятно, откуда у молодых людей возникают устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей.
Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно нравственная политика.
Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда даже и просто порядочного человека.

Криминологическими исследованиями установлено, что насильственное поведение в большей степени свойственно лицам с низкой культурой.
Военнослужащие по призыву в абсолютном своем большинстве не читают ни книг, ни газет, не интересуются культурой и искусством.

Данные о количественных и качественных характеристиках прибывшего пополнения, в СПб ВИ ВВ МВД России в мае-июне 2006 года показывают, что всего прибыло 61 призывник 100,00%; по образованию: высшее 7 11,48%; среднее (среднее профессиональное) 10 16,39%; основное общее (начальное профессиональное) 21 34,43%; полное среднее 13 21,31%; неполное среднее 10 16,39%.2 Безусловно, общий уровень культуры военнослужащих, определяя их мировоззрение, круг интересов, социальных установок, взглядов, убеждений (в том числе криминогенных или антикриминогенных), существенно отражается на характере взаимоотношений между ними.
128
1См.: Иншаков С.М.
Культура и воздействие на преступность // Преступность и культура / Под ред.
А.И.
Долговой.
М.,
1999.
С.
8.
2Анализ призыва, (1) 2006 Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России.
[стр. 79]

неполных семьях, в структуре лиц, совершивших рассматриваемые преступления, довольно высока.
Из 2443 военнослужащих, совершивших преступления, предусмотренные ст.335 УК РФ в 1999 году 296 (12,1%) воспитывались в неполных семьях, в 2000 году из 2393 преступников 201 (8,3%) воспитывался в неполной семье, в 2001 году из 2634 преступников 237 (9%), а в 2002 году из 2621 262 (10%) военнослужащих являются выходцами из неполных семей.
Всего же за период с 1994 по 2002 год следственными органами было зарегистрировано 19850 военнослужащих, совершивших исследуемое преступление, из которых 2392 воспитывались в неполных семьях, что составляет 12% от общего числа рассматриваемой категории преступников.
Не менее мощным фактором, детерминирующим рассматриваемые преступления, являются пороки культурной сферы жизни нашего общества.
Учитывая то обстоятельство, что именно культура формирует у граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения1, становится понятно, откуда у молодых людей, вчерашних детей, возникают устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей.
Подобные стереотипы поведения усваиваются призывниками благодаря влиянию негативных аспектов массовой культуры.
Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно-нравственная политика.
Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда, даже и просто порядочного человека.

Например, культ силы, пропагандируемый современной отечественной и зарубежной «поп культурой», приводит к 1 См.: Иншаков С.М.
Культура и воздействие на преступность // Преступность и культура / Под ред.
А.И.
Долговой.
М.:
Криминологическая Ассоциация, 1999.
С.8.


[стр.,80]

отражению в психике молодых людей некоего возвышенного, приключенческого образа «крутого парня», а насилие в большинстве случаев воспринимается как наиболее простой, эффективный и «уважаемый» способ решения личных проблем.
Результатом воздействия такой массовой «антикультуры» на призывную молодежь является формирование у ее представителей устойчивых криминогенных качеств.
К ним можно отнести такие убеждения как: все относительно (нет разницы между добром и злом, истиной и ложью); все имеет цену (покупается и продается); любой не без греха (каждый человек —потенциальный преступник); если нельзя, но очень хочется, то можно, только осторожно (легкое отношение к закону); свобода все, традиции ничто (ведет к гипертрофированному эгоизму) и другие1.
Неудивительно, что, попадая в ситуацию межличностного конфликта и не имея навыков его разрешения законным путем, военнослужащие выбирают противоправное насильственное поведение, выходя из этой ситуации способом, усвоенным ими ранее с экрана телевизора.
Криминологическими исследованиями установлено, что насильственное поведение в большей степени свойственно лицам с низкой культурой.
Военнослужащие по призыву в абсолютном своем большинстве не читают ни книг, ни газет, не интересуются культурой и искусством.

27% военнослужащих по призыву имеют среднее образование, 40% неполное профессиональное, 11% начальное или неполное среднее.
Кроме того, 50% из них употребляли до призыва спиртное, 8% наркотики.
Если перед призывом в армию 10% считали службу своим патриотическим долгом, то при увольнении так считает не более 5%.2 Безусловно, общий уровень культуры военнослужащих, определяя их мировоззрение, круг интересов, социальных установок, взглядов, убеждений (в том числе криминогенных или антикриминогенных), существенно отражается на характере взаимоотношений между ними.
1
См.: Войцехович В.Э.
О некоторых причинах пропаганды средствами массовой информации воровской культуры // Преступность и культура / Под ред.
А.И.
Долговой.
М.:
Криминологическая Ассоциация, 1999.
С.107.
2 Певепь Л.В.
Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи //Социологические исследования.
1997.
№ 5.
С.22.

[Back]