граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения,1 становится понятно, откуда у молодых людей возникают устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей. Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно нравственная политика. Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда даже и просто порядочного человека. Криминологическими исследованиями установлено, что насильственное поведение в большей степени свойственно лицам с низкой культурой. Военнослужащие по призыву в абсолютном своем большинстве не читают ни книг, ни газет, не интересуются культурой и искусством. Данные о количественных и качественных характеристиках прибывшего пополнения, в СПб ВИ ВВ МВД России в мае-июне 2006 года показывают, что всего прибыло 61 призывник 100,00%; по образованию: высшее 7 11,48%; среднее (среднее профессиональное) 10 16,39%; основное общее (начальное профессиональное) 21 34,43%; полное среднее 13 21,31%; неполное среднее 10 16,39%.2 Безусловно, общий уровень культуры военнослужащих, определяя их мировоззрение, круг интересов, социальных установок, взглядов, убеждений (в том числе криминогенных или антикриминогенных), существенно отражается на характере взаимоотношений между ними. 128 1См.: Иншаков С.М. Культура и воздействие на преступность // Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой. М., 1999. С. 8. 2Анализ призыва, (1) 2006 Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД России. |
неполных семьях, в структуре лиц, совершивших рассматриваемые преступления, довольно высока. Из 2443 военнослужащих, совершивших преступления, предусмотренные ст.335 УК РФ в 1999 году 296 (12,1%) воспитывались в неполных семьях, в 2000 году из 2393 преступников 201 (8,3%) воспитывался в неполной семье, в 2001 году из 2634 преступников 237 (9%), а в 2002 году из 2621 262 (10%) военнослужащих являются выходцами из неполных семей. Всего же за период с 1994 по 2002 год следственными органами было зарегистрировано 19850 военнослужащих, совершивших исследуемое преступление, из которых 2392 воспитывались в неполных семьях, что составляет 12% от общего числа рассматриваемой категории преступников. Не менее мощным фактором, детерминирующим рассматриваемые преступления, являются пороки культурной сферы жизни нашего общества. Учитывая то обстоятельство, что именно культура формирует у граждан социальную иерархию потребностей и определяет способы их удовлетворения1, становится понятно, откуда у молодых людей, вчерашних детей, возникают устойчивый стереотип противоправного, в том числе насильственного, поведения и готовность, особо не задумываясь, применить насилие для удовлетворения личных потребностей. Подобные стереотипы поведения усваиваются призывниками благодаря влиянию негативных аспектов массовой культуры. Анализируя состояние культурной сферы общественной жизни, следует признать, что в современном российском обществе практически отсутствует единая культурно-нравственная политика. Более того, современная массовая культура, средства массовой информации и кинематограф в абсолютном большинстве случаев не только не способствуют формированию социально-психологических качеств достойного гражданина, но и наоборот, насаждают идеалы, абсолютно не совместимые со статусом правопослушного гражданина, а иногда, даже и просто порядочного человека. Например, культ силы, пропагандируемый современной отечественной и зарубежной «поп культурой», приводит к 1 См.: Иншаков С.М. Культура и воздействие на преступность // Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. С.8. отражению в психике молодых людей некоего возвышенного, приключенческого образа «крутого парня», а насилие в большинстве случаев воспринимается как наиболее простой, эффективный и «уважаемый» способ решения личных проблем. Результатом воздействия такой массовой «антикультуры» на призывную молодежь является формирование у ее представителей устойчивых криминогенных качеств. К ним можно отнести такие убеждения как: все относительно (нет разницы между добром и злом, истиной и ложью); все имеет цену (покупается и продается); любой не без греха (каждый человек —потенциальный преступник); если нельзя, но очень хочется, то можно, только осторожно (легкое отношение к закону); свобода все, традиции ничто (ведет к гипертрофированному эгоизму) и другие1. Неудивительно, что, попадая в ситуацию межличностного конфликта и не имея навыков его разрешения законным путем, военнослужащие выбирают противоправное насильственное поведение, выходя из этой ситуации способом, усвоенным ими ранее с экрана телевизора. Криминологическими исследованиями установлено, что насильственное поведение в большей степени свойственно лицам с низкой культурой. Военнослужащие по призыву в абсолютном своем большинстве не читают ни книг, ни газет, не интересуются культурой и искусством. 27% военнослужащих по призыву имеют среднее образование, 40% неполное профессиональное, 11% начальное или неполное среднее. Кроме того, 50% из них употребляли до призыва спиртное, 8% наркотики. Если перед призывом в армию 10% считали службу своим патриотическим долгом, то при увольнении так считает не более 5%.2 Безусловно, общий уровень культуры военнослужащих, определяя их мировоззрение, круг интересов, социальных установок, взглядов, убеждений (в том числе криминогенных или антикриминогенных), существенно отражается на характере взаимоотношений между ними. 1 См.: Войцехович В.Э. О некоторых причинах пропаганды средствами массовой информации воровской культуры // Преступность и культура / Под ред. А.И. Долговой. М.: Криминологическая Ассоциация, 1999. С.107. 2 Певепь Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи //Социологические исследования. 1997. № 5. С.22. |