Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 138]

отношениями, национальности виновного и жертвы не совпадают.1 Межнациональные и межрелигиозные противоречия в воинском коллективе создают предпосылки существования особой неформальной системы воинских отношений с признаками криминальной субкультуры, получившей в обыденной жизни название «землячество» или «групповщина», которая является наиболее «живучим» видом неуставных отношений.
Профилактическая работа командиров и воспитателей часто полностью нивелируется внутригрупповой сплоченностью, основанной на национально-психологических особенностях представителей «земляческих групп», национальных и региональных традициях.

Наиболее значимыми причинами являются организационноуправленческие.
Весь комплекс организационно-управленческих причин исследуемых преступлений в зависимости от природы их происхождения можно условно разделить на кадровые, процессуальные и специфические.
В современных условиях
недофинансирование нужд внутренних войск и связанного с этим падения престижа военной службы, особую остроту приобрела проблема кадрового обеспечения офицерским составом, причем наибольшие трудности возникли в сфере комплектования командного звена взвод рота.
Процесс сокращения внутренних войск, происходящий в последние годы, привел к снижению компетентности офицерского состава, часть которого не уверена в своем «военном» будущем и соответственно не заинтересована в повышении своего профессионального мастерства.
Негативной тенденцией в области комплектования
внутренних войск офицерским составом является и то, что на такую ключевую должность, как командир роты, из-за дефицита офицеров нижнего звена все чаще назначаются молодые лейтенанты, едва успевшие покомандовать взводом.2В большинстве случаев этим звеном командуют бывшие сержанты и прапорщики прошедшие КУОС и получившие офицерские звания.
Очевидно, 138 1См.: Нечевин К.Д.
Указ.
Соч.
С.
109.
2 См.: Все начинается в роте // Красная звезда.
2003.31 мая.
[стр. 96]

Межнациональные и межрелигиозные противоречия в воинском коллективе создают предпосылки существования особой неформальной системы воинских отношений с признаками криминальной субкультуры, получившей в обыденной жизни название «землячество» или «групповщина», которая является наиболее «живучим» видом неуставных отношений1.
Профилактическая работа командиров и воспитателей часто полностью нивелируется внутригрупповой сплоченностью, основанной на национально-психологических особенностях представителей «земляческих групп», национальных и региональных традициях.

«Никакой сержант, не говоря уж о «дедах», не может послать представителя преобладающей национальности на грязную работу»2.
Вышеизложенное позволяет сформулировать ряд следующих выводов: 1.Недостатки правового регулирования административного, финансового, материально-технического, научного, информационного, кадрового и других видов обеспечения борьбы с неуставными отношениями занимают одно из центральных мест в причинном комплексе рассматриваемых преступлений.
2.
Имеющиеся противоречия уголовного, уголовно-процессуал военно-административного законодательства, отсутствие правовых основ эффективной дисциплинарной власти командира являются мощнейшими факторами нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Чтобы изменить существующую ситуацию необходимо привести законы в соответствие друг другу и потребностям времени, учитывая все явные и скрытые линии криминальной ситуации.
3.
Межнациональные и межрелигиозные противоречия нашего общества, находя свое отражение в воинской среде, обладают повышенной детерминационной силой и высокой общественной опасностью, что свидетельствует о настоятельной необходимости блокирования или, хотя бы, минимизации данных противоречий в воинских коллективах в целях предупреждения преступлений в сфере взаимоотношений военнослужащих.
' Об этом подробнее см.: § 2 гл.
1 настоящей диссертации.
2 Пирожков В.Ф.
Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура).
Тверь: Приз, 1994.
С.29.


[стр.,97]

§ 3.
Причины нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, имеющие в своей основе воинскую природу Наряду с общесоциальными причинами, находящими свое отражение в формировании и укреплении негативных личностных качеств призывников, а также общесоциальными причинами, специфически преломляющимися через условия военной службы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в немалой степени детерминированы присутствием в генезисе рассматриваемых преступлений группы причин, имеющих в своей основе воинское происхождение.
В самом общем виде эту группу можно определить как совокупность недостатков и пороков организации службы и быта военнослужащих, существенно влияющих на продолжение процесса негативного формирования личности молодых воинов и закрепление криминальной ориентации у некоторых военнослужащих.
Наиболее значимыми для возникновения неуставных отношений, их развития и приобретения устойчивости в воинском коллективе, по нашему мнению, являются организационно-управленческие причины.
Проведенное исследование подтвердило имеющуюся в военно-криминологической теории и практике точку зрения, согласно которой различного рода недостатки и упущения органов военного управления неизбежно порождают совершение военнослужащими правонарушений.
Рассматриваемые преступления в сфере взаимоотношений военнослужащих не являются в этом смысле исключением.
Весь комплекс организационно-управленческих причин исследуемых преступлений в зависимости от природы их происхождения можно условно разделить на кадровые, процессуальные и специфические.
В современных условиях
недофинансирования нужд армии и связанного с этим падения престижа военной службы особую остроту приобрела проблема кадрового обеспечения Вооруженных Сил офицерским составом, причем, наибольшие трудности возникли в сфере комплектования командного звена взвод-рота.
Болезненный процесс сокращения Вооруженных Сил,

[стр.,98]

происходящий в последние годы, привел к снижению компетентности офицерского состава, часть которого не уверена в своем «военном» будущем и, соответственно, не заинтересована в повышении своего профессионального мастерства.
Заметно упало качество подготовки выпускников военно-учебных учреждений.
Негативной тенденцией в области комплектования
Вооруженных Сил офицерским составом является и то, что на такую ключевую должность как командир роты, из-за дефицита офицеров нижнего звена все чаще назначаются молодые лейтенанты, едва успевшие покомандовать взводом1.
Очевидно, что эти молодые офицеры в большинстве случаев не имеют ни должных навыков управления личным составом, ни твердого авторитета у своих подчиненных.
Отдельной проблемой в рассматриваемом контексте является отсутствие у многих офицеров знаний и навыков по предупреждению правонарушений в подчиненных подразделениях.
По результатам опросов офицеров, 49% из них уверены, что в военном училище их недостаточно подготовили к предупреждению преступлений, а 18,4% заявили, что вообще не были подготовлены к этой работе.2 О слабой подготовке офицеров к борьбе с неуставными проявлениями свидетельствуют и другие результаты опросов: 35% офицеров испытывают трудности при работе с лидерами «неформальных» молодежных группировок; 65% испытывают трудности при работе с военнослужащими разных национальностей; 20% не видят возможности искоренить «неуставщину»3.
Не в меньшей степени рассматриваемые правонарушения детерминируются слабостью института младших командиров.
Основной упрек при этом относится к отсутствию у большей части сержантского состава необходимого авторитета и неспособности реально влиять на положение дел внутри воинского коллектива.
Эти недостатки являются следствием ошибок в комплектовании воинских подразделений младшими командирами, связанных с подбором, обучением и расстановкой сержантского состава.
Действующая система 1См.: Все начинается в роте // Красная звезда.
2003.31 мая.

2 См.: Иншаков С.М.
Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России: Дисс ..
.д-ра :©рид.
наук.
М., 1997.
С.
72.
3См.: УколовЛ-Т.
Приговор «дедовщине» // Коммунист Вооруженных Сил.
1989.
№ 18.
С.
66.
98

[Back]