Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 14]

Было разработано и составлено общее уложение или устав этой службы, и 16 февраля 1571 года он был утвержден царем в качестве «Боярского приговора о станичной и сторожевой службе».
В XVI веке в системе общих уголовно-правовых постановлений, изложенных в судебниках, определенное место принадлежит преступлениям, субъектом которого может быть только начальствующее лицо в войске.
Первые постоянные полки Московского государства (стрелецкие) были созданы при Иване IV (Грозном).
Потребовалось правовое регулирование военного строительства, основанного на централизованном управлении войсками, обязанностей и прав, находящихся на военной службе людей, а значит, и ответственности за их нарушение.
Устав посвящён в основном военному строительству и ведению военных действий, в нем изложены сведения об устройстве войск и управлении ими, о тактике ведения военных действий, применении артиллерии: широко регламентированы обязанности различных должностных лиц и правила воинского поведения.
Вполне естественно выглядела и ответственность за воинские нарушения1.
Некоторые косвенные свидетельства того времени дают основания предположить, что рассматриваемые преступления
совершались и наказывались со стороны государства, что в свою очередь, свидетельствует о наличии зачатков системы борьбы с этим криминальным явлением воинской жизни.
В частности, в
статье 14 Договора Руси с Византией (944), упомянутого в Повести временных лет, указывалось: «Если ударит, кто мечом или будет бить каким-либо другим орудием, то за тот удар или битье 14 1Необходимо отметить, что до издания Уложения действовали Устав ратных, пушкарских и других дел, касающихся военной науки 1621 г.
и Ученье и хитрость ратного строя 1647 г.
Однако все исследователи российского военно-уголовного законодательства относили их к переведенным законодательным памятникам иностранного происхождения.
Устав предусматривал среди менее важных преступлений, за которые не положено определенного наказания, нарушения военной дисциплины, состоящие в ослушании или неисполнении приказаний.
[стр. 295]

Приложение 7 Исторический анализ организационно-правовых средств борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений военнослужащих в России Криминальные нарушения уставных правил взаимоотношений военнослужащих не являются порождением современности ни как социальное явление, ни как правовое.
Дошедшие до нас исторические свидетельства позволяют утверждать, что отношения, выходящие за рамки установленных аконом (писаным или неписаным), между военнослужащими существовали практически всегда и в большинстве армий мира.
В свою очередь, не вызывает сомнения тот факт, что попытки урегулировать воинские межличностные отношения нормами права и исключить преступления военнослужащих в этой сфере также неоднократно предпринимались в истории военного строительства и дошли до нас в виде норм некоторых правовых памятников.
Бесспорным представляется и то обстоятельство, что на длинном историческом пути становления и развития Русской (Российской) армии в рассматриваемой сфере борьбы с преступностью были не только неудачи, но и облеченные в правовую форму успехи и достижения.
К сожалению, вплоть до начала XVII столетия в русском писаном праве и других исторических свидетельствах практически не упоминались ни преступления в сфере уставных отношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, ни какие-либо статистические сведения об этих правонарушениях.
Однако некоторые косвенные свидетельства того времени дают основания предположить, что рассматриваемые преступления все же совершались и наказывались со стороны государства, что в свою очередь свидетельствует о наличии зачатков системы борьбы с этим криминальным явлением воинской жизни.
В частности, в
ст.14 Договора Руси с Византией (944), упомянутом в Повести

[Back]