Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 15]

пусть даст пять литр серебра по закону Русскому...»1.
В свою очередь, в дошедших до нас текстах Русской Правды рассматриваемые преступления хотя и не выделялись в отдельную систему правовых норм, однако факт установления в этом источнике усиленной ответственности за преступления против дружинников (80 гривен за убийство) по сравнению с простолюдинами (40 гривен за убийство)2 позволяет предположить, что эти нормы, по видимому, распространявшиеся и на самих, дружинников как субъектов преступлений, являлись не только карой, но и мерой предупреждения подобных преступлений в самой воинской среде.

Дальнейшее развитие законодательство о воинских преступлениях против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений, получило в Соборном уложении 1649 года, (Уложение царя Алексея Михайловича)3.
В главе 23 этого закона имелась статья 3, которая запрещала стрельцам под страхом уголовного наказания оскорблять друг друга.
Следует при этом отметить, что рассматриваемая норма находилась не в специальной главе 7 «О службе всякихратных людей Московского государства», а в главе 23, носящей общий
характер4.
Совершенствование и развитие военно-уголовного законодательства связано с усилением военного потенциала России, обусловленным потребностями ведения военных действий, направленных на расширение территориальных владений, получение выхода к морю.
Эти процессы связаны с военными реформами Петра I, начавшего создавать новую 15 1 Орлов А.С.
в др.
Хрестоматия по истории России: Учебное пособие.
М., 2001.
С.
21; История государства и права СССР: В 2 ч, / Сост.

А.Ф.
Гончаров, Ю.П.
Титов.
М.
1968.
Ч.
1.С.
35.
2 См.: Отечественное законодательство XI XX веков; Пособие для семинаров: В 2 ч.
/ Под ред.

О.И.
Чистякова.
М., 2000.
Ч.
1.
С.
25.
3 См.: Первый Полный свод законов Российской империи 8 45 томах.
1832 г.
Т.
1.
С.
260, 310.
4 См.: Зателепин O.K.
Становление и развитие системы преступлений в сфере уставных взаимоотношений между военнослужащими в российском военно-уголовном законодательстве до 1917 года // Актуальные проблемы борьбы с нарушением уставных правил взаимоотношений в Вооруженных Силах
Российской Федерации: Материалы научно-практической конференции / Отв.
ред.
М.М.
Корнеев М.,
1997.
С.
59.
[стр. 192]

Демин Ю.Г.
Актуальные проблемы борьбы с нарушениями уставных правил взаимоотношений в Вооруженных Силах в современных условиях // Актуальные проблемы борьбы с нарушением уставных правил взаимоотношений в Вооруженных Силах РФ: Материалы научно-практической конференции / Отв.
ред.
М.М.
Корнеев.
М.:
Воен.
ун-т, 1997.
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н.
Генетика, поведение, ответственность: (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения).
М., 1982.
Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
Метод социологии.
М., 1991.
Ерин В.
Не только детектив...//Аргументы и факты.
1994.
№6.
За чертой бедности // Независимое военное обозрение.
2003.
-№ 11.
Забрянский Г.Н.
Предупреждение правонарушений военнослужащих на современном этапе военного строительства.
М., 1992.
Зайвый С.
Лепота в черте города // Здоровая газета.
2001.
№ 16.
Зателепин O.K.
Объект преступления против военной службы: Дисс.
...канд.
юрид.
наук.
М., 1999.
Зателепин O.K.
Становление и развитие системы преступлений в сфере уставных взаимоотношений между военнослужащими в российском военноуголовном законодательстве до 1917 года // Актуальные проблемы борьбы с нарушением уставных правил взаимоотношений в Вооруженных Силах
РФ: Материалы научно-практической конференции / Отв.
ред.
М.М.
Корнеев.
М.: Воен.
ун-т, 1997.
Иванов Н.Г.
Аномальный субъект преступления: проблемы уголовной ответственности.
М., 1998.
Ивановский Е.Ф.
Комплексный подход к проблеме дальнейшего укрепления воинской дисциплины // Военная мысль.
1986.
№6.
Иншаков С.М.
Военная криминология: Учебник: В 2 ч.
/ Под общ.
ред.
В.В.
Лунеева.
М., 2001.
Иншаков С.М.
Культура и воздействие на преступность // Преступность и культура / Под ред.
А.И.
Долговой.
М.: Криминологическая Ассоциация, 1999.
192

[стр.,296]

временных лет, указывалось: «Если ударит кто мечем или будет бить какимлибо другим орудием, то за тот удар или битье пусть даст пять литр серебра по закону Русскому...»1.
В свою очередь, в дошедших до нас текстах Русской Правды рассматриваемые преступления хотя и не выделялись в отдельную систему правовых норм, однако факт установления в этом источнике усиленной ответственности за преступления против дружинников (80 гривен за убийство) по сравнению с простолюдинами (40 гривен за убийство)2 позволяет предположить, что эти нормы, по-видимому, распространявшиеся и на самих дружинников как субъектов преступлений, являлись не только карой, но и мерой предупреждения подобных преступлений в самой воинской среде.

Несмотря на то, что факт существования рассматриваемых преступлений в среде дружинников документально не подтвержден, их вероятное присутствие во взаимоотношениях «ратных людей», на наш взгляд, обусловлено обстоятельствами, которые в нашей современной армии, безусловно, являются детерминантами преступлений в сфере уставных взаимоотношений.
К таким факторам следует отнести: большую социальную разницу в положении дружинников, разницу в возрасте, патриархальность, а нередко и клановость (в дружинах присутствовали целые воинские династии) отношений, сложный этнический состав (в дружине были и варяги, и русские разных племен словене, родимичи, тиверцы, древляне, которые до объединения Руси зачастую воевали друг с другом).
Вместе с тем, сам уклад жизни княжеских дружин (деление на старших и младших, высокий боевой дух, жесткая дисциплина, четкая иерархия, дружественно-братские отношения) и особенности их комплектования сводили возможные межличностные конфликты русских 1Орлов А.С.
и др.
Хрестоматия по истории России: Учебное пособие.
М., 2001, С.
21; История государства и права СССР: В 2 ч / Составители:
Гончаров А.Ф., Титов Ю.П.
М., Юр.
лит., 1968, ч.
1.С.35.
2 См.: Отечественное законодательство XI XX веков: Пособие для семинаров: В 2 ч.
/ Под ред.

Чистякова О.И.
М.: Юристь, 2000.
Ч.
1.С.
25.
296

[стр.,298]

дружинники дорожили своей службой и опасались немилости князя, вызванной ссорой с насилием или иным нарушением установленных правил поведения в дружине.
В-четвертых, геополитическое положение Руси предполагало постоянные вооруженные конфликты княжеских дружин с соседями, что диктовало необходимость не только высокой боевой выучки, но и боевого слаживания дружинников.
В бою и походе все были равны, ели из одной посуды, спали плечом к плечу и так же, плечом к плечу, вели бой, защищая друг друга.
Порождаемое в результате такого уклада жизни психологическое единство или даже родство (боевое братство) создавало особый психологический климат в русской дружине и сводило к минимуму возможные межличностные конфликты, тем более с применением силы.
С сожалением приходится констатировать, что многое из того, что, вероятно, успешно воплощалось в подготовке воинов того времени, утрачено в организации реальной службы наших современных воинов.
Первым отечественным источником уголовного права, содержащим специальную норму об ответственности военнослужащих за преступления в сфере уставных отношений при отсутствии подчиненности было, Соборное Уложение 1649 года.
В главе 23 этого закона имелась статья 3, которая запрещала стрельцам под страхом уголовного наказания оскорблять друг друга.
Следует при этом отметить, что рассматриваемая норма находилась не в специальной главе 7 «О службе всяких ратных людей Московского государства», а в главе 23, носящей общий
характер1.
С воцарением на престол Петра I в России началась новая эпоха военного строительства, сопровождавшаяся активным процессом военноправовых реформ, отчасти затронувших сферу взаимоотношений 1 См.: Зателепин O.K.
Становление и развитое системы преступлений в сфере уставных взаимоотношений между военнослужащими в российском военно-уголовном законодательстве до 1917 года // Актуальные проблемы борьбы с нарушением уставных правил взаимоотношений в Вооруженных Силах РФ: Материалы научно-практической конференции / Отв.
ред.
М.М.
Корнеев.
М.:
Воен.
ун-т, 1997.
С.
59.

[Back]