Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 155]

негативных ролевых предписаний неформальной воинской системы.
Характерной особенностью неформального лидера является его опора не только на собственную физическую силу, но даже в большей степени на согласие молчаливого большинства.

4.
Пресечение любых попыток употребления алкогольных, наркотических и токсических средств подчиненным личным составом.

5.
Постоянное, системное и всестороннее изучение командиром личности
подчинённых.
Значение данной деятельности для предупреждения неуставных отношений сложно переоценить, так как она является основой всей работы командира врассматриваемом предупредительном направлении.
Такое изучение должно вестись в двух направлениях, обеспечивающих, с одной стороны, изучение персональных качеств
подчинённых военнослужащих, а с другой изучение свойств и качеств микрогрупп и всего коллектива в целом.
Первое направление включает: а) индивидуальное прогнозирование преступного поведения;
б) прогнозирование возможной социальной роли, которую исполняет или может исполнять в ближайшем будущем конкретный военнослужащий; в) прогнозирование степени виктимности конкретного военнослужащего на штатной должности, что важно для правильного подбора и назначения воинов на должности и правильной организации защиты, наиболее подверженных виктимности военнослужащих.
Второе направление необходимо для прогнозирования и предупреждения межгрупповых или межличностных конфликтов в военнослужебной сфере или в воинском быту, своевременной их локализации, а также для формирования позитивных «коллективных» настроений в воинском подразделении.

В этом смысле актуальной представляется научная позиция С.М.
Иншакова, утверждающего, что «оптимальной может быть признана такая система воздействия на преступность, которая способна обеспечить
155
[стр. 146]

3.
Выявление неформальных лидеров подразделений и целенаправленная работа с ними.
В любом воинском коллективе всегда присутствует неформальный лидер, контролирующий соблюдение негативных ролевых предписаний неформальной воинской системы.
Характерной особенностью неформального лидера является его опора не только на собственную физическую силу, но даже в большей степени на согласие молчаливого большинства.

В то же время значительная часть таких лидеров обладает способностью улавливать общие настроения военнослужащих и даже жертвовать во имя этих настроений своими собственными интересами1 для соблюдения неформальных правил поведения.
В своей деятельности командир должен активно нейтрализовывать отрицательных лидеров носителей неуставных отношений, а опираться на лидеров положительной ориентации, назначать их на сержантские должности, привлекать в общественный актив подразделения.
4.
Пресечение любых попыток употребления алкогольных, наркотических и токсических средств подчиненным личным составом.

Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что около 14% всех преступлений, попадающих под признаки ст.
335 УК РФ, совершаются в состоянии опьянения.
Активизация борьбы с пьянством и другими патоманиями (наркотизмом и токсикоманией) могла бы объективно способствовать снижению остроты проблемы неуставных проявлений в Вооруженных Силах.
5.
Постоянное, системное и всестороннее изучение командиром личности
подчиненных.
Значение данной деятельности для предупреждения неуставных отношений сложно переоценить, так как она является основой всей работы командира в рассматриваемом предупредительном направлении.
Такое изучение должно вестись в двух направлениях, обеспечивающих, с одной стороны, изучение персональных качеств
подчиненных военнослужащих, а с другой изучение свойств и качеств микрогрупп и всего коллектива в целом.
Первое направление включает: а) и н д и в и д у а л ь н о е п р о гн о зи р о в а н и е п р е с т у п н о го п о в е д е н и я ,
п о з в о л я 1См.: Хохряков Г.Ф.
Парадоксы тюрьмы.
М.: Юр.
лит., 1991.
С.72.


[стр.,147]

щее выделить в условную группу военнослужащих, склонных к совершению антиуставных посягательств, а также оптимизировать работу по коррекции их криминогенных качеств, либо создать объективную обстановку, исключающую возможность совершения ими таких правонарушений; б) прогнозирование возможной социальной роли, которую исполняет или может исполнять в ближайшем будущем конкретный военнослужащий.
Это необходимо для того, чтобы точно знать, на кого можно опереться в профилактической работе, а кого держать под усиленным контролем; в) прогнозирование степени виктимности конкретного военнослужащего или штатной должности, что важно для правильного подбора и назначения воинов на виктимогенные должности и правильной организации защиты наиболее виктимных военнослужащих.
Второе направление необходимо для прогнозирования и предупреждения межгрупповых или межличностных конфликтов в военно-служебной сфере или в воинском быту, своевременной их локализации, а также для формирования позитивных «коллективных» настроений в воинском подразделении1.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что основной комплекс мер предупреждения неуставных отношений, достаточный для организации удовлетворительной системы деструктивного воздействия на эти преступления, строится преимущественно на основе уже имеющихся в предупредительной практике специально-криминологических мер организационного, управленческого и воспитательного характера.
Также следует признать, что у воинских должностных лиц имеется достаточно реальных и потенциальных возможностей (реализуемых на сегодняшний день не в полной мере) для предупреждения и профилактики неуставных отношений, успешное использование которых позволит в значительной степени снизить темпы прироста данной преступности, а в перспективе и стабилизировать ее.
1 Подробнее об изучении личности подчиненных и прогнозировании их преступного поведения, см.: Моргуленко Е.А.
Командиру о борьбе с неуставными отношениями.
// Право в Вооруженных Силах.
2003.
№ 5*6.


[стр.,148]

§ 2.
Оптимальная система предупреждения и профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности Деструктивное воздействие на рассматриваемую преступность военнослужащих должно носить непрерывный, стабильный и поступательный характер.
Только при выполнении этих условий удовлетворительная система предупреждения и профилактики рассматриваемых преступлений сможет функционировать результативно.
Однако, учитывая, что если удовлетворительная система в силу ограниченности используемых средств и методов способна привести в лучшем случае к стабилизации и незначительному уменьшению уровня преступности в исследуемой сфере, то для организации более эффективной борьбы с преступлениями на почве неуставных отношений требуется создание и внедрение в предупредительную практику качественно иной, оптимальной системы воздействия на эту преступность.
В отличие от удовлетворительной системы, устраняющей внутренний криминогенный комплекс воинской преступности и блокирующей некоторые детерминанты внешнего, оптимальная система предупреждения, профилактики и борьбы с неуставными отношениями предполагает не только разрушение непосредственно воинской криминогенности, но и блокирование если не всего, то большей части внешних детерминант исследуемых преступлений.
В этом смысле актуальной представляется научная позиция С.М.
Иншакова, утверждающего, что «оптимальной может быть признана такая система воздействия на преступность, которая способна обеспечить
максимальные для данного уровня эволюции общества результаты в уменьшении общественной опасности криминала»1.
Разработка, внедрение и реализация оптимальной системы потребуют от общества и государства значительных материальных, кадровых, организационных и временных затрат, единства политической воли, 1 См.: Иишаков С.М.
Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России: Дисс.
..
.д-ра юрид.
наук.
М., 1997.
С.409.

[Back]