Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 164]

обусловленными и юридически обоснованными.
6.
Уголовно правовая характеристика признаков состава преступлений против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений показала следующие недостатки уголовно-правового регулирования рассматриваемых отношений: отсутствие критериев оценки степени насилия, необходимого для признания совершенного деяния достаточно общественно опасным для квалификации, а также отсутствие в диспозиции рассматриваемой нормы «угрозы насилием» как конструктивного признака, демонстрирует рассогласованность системы преступлений против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений (в статье 333 УК РФ этот признак указан), а в ряде случаев приводит к искусственной латентности рассматриваемых преступлений.
Принимая во внимание указанные недостатки законодательной конструкции,
мы приходим к выводу, что не имеется достаточных правовых, теоретических и практических оснований считать меры уголовно-правового и криминологического воздействия на исследуемые составы преступлений во внутренних войсках.
7.
Преступления против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений представляют собой систему организованного морального, физического и психического насилия, преследующую цель подчинения одних групп военнослужащих другим, для обеспечения последним облегченных условий службы и быта и пронизывающую все стороны жизнедеятельности воинских подразделений при этом унижая честь и достоинство последних.
8.
Проведенное исследование позволило нам выявить ряд особенностей современной системы неуставных отношений военнослужащих, среди которых важнейшими является следующие: во внутренних войсках проявления неуставных взаимоотношений имеют устойчивый и распространённый характер.
Подавляющее 164
[стр. 174]

Заключение Проведенное диссертационное исследование криминологических аспектов борьбы с преступлениями против определенного военным законодательством порядка взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности позволяет сделать следующее заключение.
I.
Теоретические выводы: 1.
Проблема преступности в сфере уставных отношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности имеет глубокие исторические корни и в различные периоды существования отечественных вооруженных сил в том или ином виде находила свое отражение в организационноправовой базе военного строительства.
Вместе с тем, проведенное исследование показало, что практически на всем историческом отрезке существования в России регулярной армии в законодательстве отсутствовала специальная норма, предусматривавшая ответственность за исследуемые деяния с учетом их воинской специфики.
Такая норма появилась лишь в 1983 году, максимально приблизив государственное понимание опасности преступлений военнослужащих в сфере уставных взаимоотношений к реальности, чем способствовала более эффективной борьбе с этим военно-криминальным феноменом.
2.
Анализ конструктивных признаков состава преступления, сформулированных в ст.
335 УК РФ показал следующие недостатки уголовноправового регулирования рассматриваемых отношений: А.
Признак ст.
335 УК РФ «унижение чести и достоинства» конкуриру с аналогичными признаками ст.
336 и ст.
130 УК РФ, что в ряде случаев приводит к неточной правовой оценке содеянного и в конечном итоге ведет к искусственной латентизации рассматриваемых преступлений.
К аналогичным последствиям приводит оценочный характер признака «издевательства», а также отсутствие правовых критериев его разграничения с «оскорблением».
Б.
Отсутствие критериев оценки степени насилия, необходимого для признания совершенного деяния достаточно общественно опасным для квалифика


[стр.,175]

ции по ст.
335 УК РФ, а также отсутствие в диспозиции рассматриваемой нормы «угрозы насилием» как конструктивного признака демонстрирует рассогласованность системы преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных отношений (в ст.
333 УК РФ этот признак указан), а в ряде случаев приводит к искусственной
латентизации рассматриваемых преступлений.
В.
Рассогласованность санкций конкурирующих ст.
335 и ст.
111 УК РФ, выражающаяся в том, что в частях 2, 3 и 4 ст.
111 УК РФ тяжесть наказания существенно превышает аналогичный показатель санкции ч.
3 ст.
335 УК РФ, требует квалификации по совокупности этих преступлений, что является вынужденной мерой в условиях несовершенства законодательства.
Учитывая повышенную опасность рассматриваемых преступлений, автор считает необходимым увеличить санкции ч.
3 ст.
335 УК РФ до размеров, исключающих необходимость квалификации по совокупности со ст.
111 УК РФ.
Принимая во внимание указанные недостатки законодательной конструкции
ст.
335 УК РФ, автор приходит к выводу, что на сегодняшний день не имеется достаточных правовых и теоретических оснований считать меры уголовно-правового воздействия на неуставные отношения в армейских коллективах в необходимой степени криминологически обусловленными и юридически обоснованными.
3.
Понятие нарушения уставных правил взаимоотношений между военн служащими при отсутствии между ними отношений подчиненности автор определяет как основанное на системе неформального разделения членов воинского коллектива и возникающих при этом неестественных доминантных отношениях противоправное, уголовно-наказуемое деяние, направленное на нарушение установленных военным законодательством правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчиненности, и представляющее по своей сути посягательство военнослужащего определенной категории или группы на права и личность другого воина.
Неуставные отношения военнослужащих как неформальная, альтернативная уставной, широкомасштабная система доминантных отношений в

[стр.,176]

современных Вооруженных Силах Российской Федерации являются основой совершения преступлений, предусмотренных ст.
335 УК РФ.
Они представляют собой систему организованного физического и психического насилия, преследующего цель подчинения одних групп военнослужащих другим для обеспечения последним облегченных условий службы и быта, и пронизывающую все стороны жизнедеятельности воинских подразделений.
Внутренним источником неуставных взаимоотношений является мощная неформальная система «морального поощрения» и «штрафных санкций», позволяющая, с одной стороны, принуждать к исполнению «правил» и «традиций» неформальной воинской структуры, а с другой поощрять их добросовестное исполнение, и тем самым стимулировать поведение, необходимое для сохранения и воспроизводства неуставных отношений в воинском коллективе.
К видам неуставных взаимоотношений, присутствующих в современных воинских подразделениях, можно отнести «дедовщину», «землячество», «диктатуру» (право силы) и «криминальный беспредел».
Наибольшую общественную опасность представляют «дедовщина» и «землячество».
Количество форм неуставных взаимоотношений чрезвычайно велико и разнообразно по содержанию.
Применение той или иной формы зависит от особенностей конкретной неформальной системы отношений военнослужащих, рода войск подразделения, целей виновного и места совершения преступления.
Общей чертой всех этих форм является их насильственная природа.
Причем, несмотря на наличие в системе «штрафных санкций» различных форм психического насилия, в ней всегда доминируют формы насилия физического.
4.
Проведенное исследование позволило автору выявить ряд особен стей современной системы неуставных отношений военнослужащих, среди которых важнейшими является следующие: А.
Неуставные взаимоотношения существуют в военной среде не од десятилетие, и за это время в ней успели сформироваться устойчивые криминогенные традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Под влиянием различных факторов общественного развития именно неформальная система в

[Back]