Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 165]

большинство опрошенных было подвергнуто проявлениям неуставных взаимоотношений в начальный период своей службы.
Это является основанием для констатации наличия в подразделениях жёсткой неформальной системы межличностных отношений, выстроенной по принципу «дедовщины»; в общей структуре неуставных взаимоотношений основу форм их проявления составляют словесные оскорбления и принуждение к выполнению чужих обязанностей.
Непосредственно физические оскорбления распространены в меньшей степени.
На их наличие указали около 10% респондентов из числа военнослужащих по призыву.
В большей степени факты физических оскорблений носят латентный (скрытый) характер; словесная грубость, оскорбления, нецензурная брань стали неотъемлемой частью жизни и быта воинских коллективов, с чем смирились многие руководители.
В то же время, моральные оскорбления, унижения человеческого достоинства часто становятся причиной многих бед, как в армейской среде, так и в обычной жизни.
В конечном счете, почти любой конфликт начинается со словесной «перепалки», а закончиться может и трагедией; младшие командиры не только не препятствует проявлениям неуставных взаимоотношений, но и сами зачастую являются их активными проводниками в своих подразделениях; для современных неуставных отношений военнослужащих характерно то обстоятельство, что молодые люди, попавшие во внутренние войска из неблагополучных семей, равно как и воспитывавшиеся в благоприятных условиях, имеют одинаковые шансы стать носителями неуставных взаимоотношений, пройдя так называемую «школу дедовщины»; произошедшая в нашем обществе очевидная переориентация общественных отношений на материально-коммерческие «ценности», повлекшая известные изменения общественного сознания, привела к трансформации абсолютного большинства рассматриваемых деликтов из 165
[стр. 177]

наибольшей степени отвечала объективным потребностям сложившейся в воинских подразделениях обстановки, когда уставная система уже не могла разрешить все возникающие социально-бытовые противоречия.
Неформальные системы стали компенсировать недостатки формальной (уставной) системы отношений военнослужащих.
Причем, формальная (уставная) и различные виды неформальных воинских систем могут находиться между собой в разных соотношениях, конфликтовать или дополнять друг друга.
Б.
Для современных неуставных отношений военнослужащих характерно то обстоятельство, что молодые люди, попавшие в
армейскую среду после скамьи подсудимых, из неблагополучных семей, равно как и воспитывавшиеся в благоприятных условиях, имеют одинаковые шансы стать носителями неуставных взаимоотношений, пройдя «школу дедовщины».
Разница между ними может существовать лишь в различной степени использования неформальных «привилегий».
Данный факт свидетельствует об особом, феноменальном качестве «дедовщины» ее всеохватывающем характере (возможность охвата всех без исключения категорий военнослужащих по призыву вне зависимости от их индивидуальных качеств).
Эта особенность рассматриваемого явления является условием существования и воспроизводства других ее качеств системности и устойчивости, которые, в свою очередь, лежат в основе так называемого «феномена непотопляемости дедовщины».
Практически каждый военнослужащий более раннего срока призыва в той или иной мере является носителем неуставных взаимоотношений.
Это обусловлено тем, что в неформальной системе взаимоотношений даже для «старослужащих» постоянно существует реальная опасность подвергнуться определенному наказанию за нарушение «традиций» этой системы.
Среди них такие, как понижение в статусе, «перевод» в положение младшего призыва, деперсонализация и асоциализация личности «провинившегося», побои и другие формы физического насилия.
Находясь под этой постоянной угрозой, любой военнослужащий, проходящий службу в подразделении с неформальной системой воинских отношений, практически вынужден соблюдать и охранять неформальные правила этой

[стр.,178]

системы, руководствуясь элементарным инстинктом самосохранения.
Создаваемая таким образом круговая порука делает «дедовщину» явлением чрезвычайно живучим и находящим широкое распространение в войсках.
К тому же, помимо разнообразных форм репрессивных мер за несоблюдение неформальных правил, рассматриваемая система имеет и достаточно востребованный военнослужащими по призыву комплекс мер «морального поощрения», заключающийся в том, что неукоснительное выполнение молодыми воинами «обязанностей» младших периодов службы гарантирует своевременное перемещение их в новое качество старший период службы с последующей утратой прежних «обязанностей» и приобретением ряда «привилегий».
В.
Произошедшая в нашем обществе очевидная переориентация обще
венных отношений на материально-коммерческие «ценности», повлекшая известные изменения общественного сознания, привела к трансформации абсолютного большинства рассматриваемых деликтов из преступлений насильственно-хулиганской направленности в посягательства, имеющее корыстнонасильственное содержание.
Причем, наряду с «традиционными» формами вымогательства особый масштаб приобрели случаи разукомплектования военной техники с последующей продажей похищенных предметов для удовлетворения «финансовых» требований правонарушителей в сфере уставных взаимоотношений, что позволяет сделать вывод о том, что неуставные отношения являются не только криминальным, но и криминогенным явлением.
5.
Нарушения уставных правил взаимоотношений военнослужащих п отсутствии между ними отношений подчиненности характеризуются крайне неблагоприятной динамикой.
Причем, тенденция к росту этих преступлений проявляется как на уровне статистических показателей состояния данного вида преступности, так и на уровне динамики коэффициента этих преступлений, что особо неблагоприятно на фоне общего сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, к крайне неблагоприятным тенденциям следует отнести увеличение на протяжении последних лет количества анализируемых преступлений, совершенных с применением оружия, а также

[Back]