Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 22]

подчиненным по поводу исполнения приказа.
Так, согласно статье 1 Устава внутренней службы 1918 года каждый военнослужащий «...
обязуется беспрекословно выполнять все приказы командиров и комиссаров ...».
Согласно статьям 10 и 13 названного Устава подчинённый должен был исполнять все приказания своих начальников (кроме явно преступных), направленные на пользу службе или во исполнение законов и военных постановлений.
Подчинённый, сознающий преступность данного ему приказания, немедленно должен был доложить о том следующему в порядке подчинённости начальнику, а в нужных случаях и комиссару или соответствующему советскому учреждению, если таковое близко имелось, руководствуясь необходимостью быстро предупредить возможное преступление.
Положением о штрафных частях 1919 года, а затем и Положением 1921 года был определен порядок отбывания военнослужащими в штрафных частях за совершение преступлений военного характера, прежде всего дезертирство1.
Следующий этап развития военно-уголовного законодательства о преступлениях против порядка подчинённости и воинских уставных взаимоотношений характеризовался принятием 26 мая 1922 года Уголовного кодекса РСФСР.
В УК РСФСР 1922 года были предусмотрены: оскорбление подчиненным начальника или начальником подчиненного (статья 201); неисполнение военнослужащим законно отданного ему по службе приказания начальника (статья 202); сопротивление исполнению отданного ему приказания (статья 203).
Вместе с тем рассматриваемые посягательства в среде равных друг другу военнослужащих все же имели место в Красной Армии, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Военная коллегия Верховного Суда в циркуляре
1924 года №2 отмечала опасность и 22 1См.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР.
19171952.М., 1953.
С.
53-74.
[стр. 303]

практике случаи насильственных посягательств одних военнослужащих на интересы других, не состоящих с ними в отношениях подчиненности, квалифицировались как общеуголовные преступления.
Единственная, имеющая косвенное отношение к рассматриваемым деликтам, военноуголовная норма содержалась в главе VII УК РСФСР 1922 года и предусматривала ответственность за оскорбление (как насильственное, так и не насильственное) подчиненным начальника или начальником подчиненного (ст.201).
Вместе с тем, рассматриваемые посягательства в среде равных друг другу военнослужащих все же имели место в Красной Армии, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Военная Коллегия Верховного Суда в циркуляре
№ 2 1924 г.
отмечала опасность и необходимость искоренения пережитков царской армии денщичества и «солдатских присяг».
В дальнейшем в Положении о воинских преступлениях 1927 г.
была закреплена норма, предусматривавшая ответственность за оскорбление военнослужащих, не состоящих с виновным в отношениях подчиненности либо старшинства (ст.6).
Причем, уголовная ответственность в этой норме устанавливалась за оскорбление не только насильственным действием, но и на словах или ненасильственным действием.
Такое уголовно-правовое регулирование отношений в сфере взаимоотношений военнослужащих при отсутствии подчиненности сохранялось с незначительными изменениями вплоть до 25 декабря 1958 года, когда Верховным Советом СССР был принят закон «Об уголовной ответственности за воинские преступления».
Этот закон был воспроизведен Главой 12 Уголовного кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года, предусматривающей ответственность за воинские преступления.
В части исследуемых отношений военнослужащих в статье 244 УК РСФСР (ст.
8 вышеназванного Закона) предусматривалась уголовная ответственность за оскорбление насильственным действием одним военнослужащим другого при отсутствии между ними отношений подчиненности или старшинства.
Следует при этом отметить, что данная норма применялась лишь в тех

[Back]