Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 39]

свободна от неуставщины».1По нашим же данным, эти показатели еще ниже.
Практически ни один из опрошенных нами офицеров, имеющих
или имевших ранее в своем подчинении личный состав, и ни один из опрошенных «вчерашних» военнослужащих по призыву не ответили, что им известны факты неуставных отношений в их или соседних с ними подразделениях, имевших место в период их военной службы.
Эта информация подтверждается исследованиями других криминологов, пришедших к выводу, что латентность неуставных отношений в нашей армии составляет 1:300 (на одно зарегистрированное преступление приходится 300 незарегистрированных).2
В свою очередь, огромная масса прошедших «школу» неуставных отношений молодых людей, вернувшись в гражданское общество с криминализированным или виктимизированным сознанием, а иногда и устойчивыми криминальными навыками межличностного общения, формируют существенный криминогенный пласт социальных отношений, принося элементы «воинского организованного насилия» в свои семьи и окружение, воспитывая своих детей с учетом имеющегося не вполне позитивного опыта.
Кроме того, именно неуставные отношения в Вооруженных Силах и внутренних войсках достаточно часто являются одной из основных причин уклонения от военной службы и других преступлений, совершаемых военнослужащими, а также суицидальных проявлений в воинской среде.
По данным криминологических исследований, анализируемые преступления являются причиной совершения 80% других преступлений против военной службы и 23% общеуголовных
преступлений.3 Кроме того, преступления, предусмотренные статьёй 335 УК РФ, занимая в структуре судимости 1 Иншаков С.М.
Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России: Дисс...

докт.
юрид.
наук.
М., 1997.
2Эминов В.Е., Мацкевич И.М.
Преступность военнослужащих.

М., 1999.
С.
84.
3 См.: Кочешев С.П.
Нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дисс...

канд.
юрид.
наук.
Иркутск, 2000.
С.
4.
[стр. 5]

взаимодействия.
Причем, последствия неуставных отношений, приобретших за последние тридцать лет столь угрожающе массовый характер в отечественных Вооруженных Силах, простираются далеко за пределы армии и флота как в пространстве, так и во времени.
Не испытывающая в силу современной социально-экономической ситуации особого стремления идти в армию основная масса призывников нередко окончательно теряет мотивацию к военной службе под влиянием информации о фактах неуставных отношений.
Многие родители призывников, напуганные ужасами «дедовщины», делают все возможное, чтобы их сын избежал военной службы, а значительная часть тех молодых ребят, кому не удалось избежать призыва, идет в армию с виктимной установкой на неизбежность неуставных отношений.
В свою очередь, огромная масса прошедших «школу» неуставных отношений молодых людей, вернувшись в гражданское общество с криминализированным или виктимизированным сознанием, а иногда и устойчивыми криминальными навыками межличностного общения, формируют существенный криминогенный пласт социальных отношений,
привнося элементы «организованного насилия» в свои семьи и окружение, воспитывая своих детей с учетом имеющегося, не вполне позитивного опыта.
Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности специфический состав преступления.
Помимо основного объекта установленного общевоинскими уставами порядка взаимоотношений между военнослужащими, он имеет ещё и дополнительный личность военнослужащих, их честь, достоинство и здоровье.
Причем, исходя из провозглашенной приоритетности уголовно правовой охраны личности человека и гражданина, этот дополнительный объект не менее важен, чем основной.
Представляется, что рассматриваемые преступления, посягая помимо прочего на личность людей, отдающих свой конституционный долг и призванных защищать покой нашей Родины, вдвойне опасны для общества и государства и нуждаются в особом антикриминальном воздействии.
Помимо этого, именно неуставные отношения в Вооруженных Силах

[стр.,6]

достаточно часто являются одной из основных причин уклонения от военной службы и других преступлений, совершаемых военнослужащими, а также суицидальных проявлений в воинской среде.
По данным криминологических исследований, анализируемые преступления являются причиной совершения 80% других преступлений против военной службы и 23% общеуголовных
преступлений1.
Кроме того, преступления, предусмотренные ст, 335 УК РФ, занимая в структуре судимости
военнослужащих за воинские преступления около 37% (что является чрезмерно высоким показателем для всего лишь одного из 21 состава преступлений против военной службы), деструктивно влияют на боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил, разрушают их изнутри, сводят на нет усилия органов военного управления по сплочению воинского коллектива и укреплению воинской дисциплины.
Негативное влияние указанных фактов многократно усиливается тем обстоятельством, что, несмотря на все усилия правоохранительных структур и органов военного управления, а также пристальное внимание широкой общественности и высших должностных лиц государства к рассматриваемой проблеме до сегодняшнего дня не удалось добиться не только искоренения неуставных отношений, но и стабилизации их ежегодного прироста.
Более того, под влиянием многократно предпринимаемых разноплановых попыток борьбы с неуставными отношениями, эта категория преступлений эволюционировала в устойчивое и системное военно-криминальное явление, характеризующееся не только повышенной общественной опасностью, но и феноменом «непотопляемости», высочайшей степенью латентности и внутренней самодетерминации.
Приведенные положения свидетельствуют о наличии теоретических, практических и прогностических оснований, позволяющих прийти к выводу, что исследование вопросов причинности преступных проявлений в сфере меж1 См.: Кочешев С.П.
Нарушение правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дисс___канд.

юрид.
наук.
Иркутск, 2000.
С.4.
2 См.: Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими / Обзоры судебной практики военных судов РФ по уголовным делам (1996-2001 гг.).
М., 2002.
С.б.
6

[стр.,62]

чем «на гражданке».
Однако, опросы бывших военнослужащих, проходивших службу по призыву, в абсолютном большинстве случаев свидетельствуют о наличии в их подразделении неформальной армейской системы взаимоотношений, которую обычно называют «дедовщина».
Причем, согласно этим же опросам, «дедовщина» проявляла себя не в форме «безобидных» услуг старослужащим, а выражалась в серьезных, уголовно-наказуемых посягательствах на личность и права потерпевших.
По данным С.М.
Иншакова, «лишь 25% опрошенных военнослужащих срочной службы ответили, что в их воинской части над новобранцами не издеваются.
По данным опроса офицеров, эта цифра гораздо ниже -лиш ь 2% из них отметили, что их воинская часть свободна от неуставщины»1.
По нашим же данным, эти показатели еще ниже.
Практически ни один из опрошенных нами офицеров, и ни один из опрошенных «вчерашних» военнослужащих по призыву не
смог подтвердить отсутствие фактов неуставных отношений в его или соседних с ним подразделениях.
Эта информация подтверждается исследованиями других криминологов, пришедших к выводу, что латентность неуставных отношений в нашей армии составляет 1:300 (на одно зарегистрированное преступление приходится 300 незарегистрированных)2.

Рассматривая данное негативное явление, следует отметить, что нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, как правило, регистрируется лишь тогда, когда органы военного командования (командиры взводов, рот, батальонов и частей) не имеют возможности их скрыть по причине тяжести последствий этих деяний3.
Данный вывод косвенно подтверждается материалами судебной практики, свидетельствующей о том, что количество осужденных за преступления, предусмотренные ч.
1 ст.
335 УК РФ (при отсутствии отягчающих признаков, связанных, как правило, с вредом здоровью 62 1 Иншаков С.М.
Системное воздействие на преступность в Вооруженных Силах России: Дисс.

...д-ра юрид.
наук.
М., 1997.
С.29.
2 См.: Эминов В.Е., М ацкевич И.М.
Преступность военнослужащих.

Исторический, криминологический, социально-правовой анализ.
М.: PENATES ПЕНАТЫ, 1999.
С.84.
3 Подробнее об этом см.: Моргуленко Е.А.
Латентность нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими: сущность, структура, причины и меры по ее нейтрализации // Военноуголовное право (вкладкак журналу «Право в Вооруженных Силах»).
2002.
№ 1-2.
С.9-13.

[Back]