Проверяемый текст
Моргуленко, Евгений Андреевич; Причины и меры предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений военнослужащих при отсутствии между ними отношений подчиненности (Диссертация 2003)
[стр. 89]

взаимоотношений содержатся в УВС ВС РФ и ДУ ВС РФ.
Однако следует отметить, что по статье 335 УК
РФ квалифицируются не все нарушения уставных взаимоотношений, а лишь те, которые связаны с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, либо сопряженные с иным насилием над его личностью.
По своей природе рассматриваемые преступления являются воинскими правонарушениями,
так как основным объектом посягательства выступает установленный законодательством порядок прохождения военной службы.
Вред личности, на который прямо указывается в диспозиции статьи 335 УК РФ, выступает лишь дополнительным объектом1рассматриваемых преступлений.
Попытки решить проблему разграничения воинских и общеуголовных преступлений имели место еще два тысячелетия назад.
Свое правовое оформление они получили в Дигестах Юстиниана.
В Титуле XVI, разделе
6, где законодателем изложены принципы разграничения ответственности военнослужащих за воинские и общеуголовные преступления, указано, что любое правонарушение воинское, если совершено в нарушение общей дисциплины.
В настоящее же время отграничение статьи 335 УК РФ от конкурирующих общеуголовных норм основывается на ряде
особенностей исследуемых преступлений.
1.
По статье 335 УК РФ квалифицируются только деяния, посягающие на установленный порядок прохождения военной службы.
Это происходит при наличии трех следующих условий объективного и субъективного характера: 1) если физическое или психическое насилие над потерпевшим совершено в связи с исполнением им обязанностей военной службы; 2) если преступление не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, но в момент его совершения либо он, либо виновный находились приисполнении этих
обязанностей; 89 1 О дифференциации объектов преступлений на основные и дополнительные см., например: Учебник уголовного права.
Общая часть / Под ред.
В.Н.
Кудрявцева,
А.В.
Наумова.
М., 1996.
С.
87.
Я
[стр. 20]

этого, рассматриваемые преступления посягают на личность военнослужащего, причиняют ей физический, моральный или материальный вред.
Общественная опасность подобных деяний требует их соответствующей уголовно-правовой оценки.
Уголовная ответственность за эти преступления предусмотрена ст.
335 УК РФ.
Абсолютное большинство отношений, возникающих между военнослужащими при прохождении службы, урегулировано воинскими уставами.
Основные требования к порядку таких взаимоотношений содержатся в Уставе внутренней службы и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ.
Однако следует отметить, что по статье 335 УК
квалифицируются не все нарушения уставных взаимоотношений, а лишь те, которые связаны с унижением чести и достоинства потерпевшего или издевательством над ним, либо сопряженные с иным насилием над его личностью.
По своей природе рассматриваемые преступления являются воинскими правонарушениями,
т.к.
основным объектом посягательства выступает установленный законодательством порядок прохождения военной службы.
Вред личности, на который прямо указывается в диспозиции ст.
335 УК РФ, выступает лишь дополнительным объектом1 рассматриваемых преступлений.
Попытки решить проблему разграничения воинских и общеуголовных преступлений имели место еще два тысячелетия назад.
Свое правовое оформление они получили в Дигестах Юстиниана.
В Титуле XVI, разделе
б, где законодателем изложены принципы разграничения ответственности военнослужащих за воинские и общеуголовные преступления, указано, что любое правонарушение воинское, если совершено в нарушение общей дисциплины.
В настоящее же время отграничение ст.
335 УК РФ от конкурирующих общеуголовных норм основывается на ряде
сущностных особенностей исследуемых преступлений.
А.
По ст.335 УК РФ квалифицируются только деяния, посягающие н установленный порядок прохождения военной службы.
Это происходит при наличии трех следующих условий объективного и субъективного характера: 1 О дифференциации объектов преступлений на основные и дополнительные см., напр.: Учебник уголовного права.
Общая часть / Под ред.
В.Н.Кудрявцева
и А.В.
Наумова.
М.: Спарк, 1996.
С.87.


[стр.,21]

1) если физическое или психическое насилие над потерпевшим совершено в связи с исполнением им обязанностей военной службы; 2) если преступление не связано с исполнением потерпевшим обязанностей военной службы, но в момент его совершения либо он, либо виновный находились при исполнении этих обязанностей1; 3) если преступление совершено не в связи и не при исполнении обязанностей военной службы, но было сопряжено с проявлением явного неуважения к воинскому коллективу.
Несмотря на то, что рассматриваемые деяния могут совершаться при различных обстоятельствах, в разное время и по различным мотивам, при наличии любого из вышеуказанных условий они должны квалифицироваться по ст.335 УК РФ2, т.к.
нарушают установленный порядок прохождения военной службы.

Б.
Преступления рассматриваемой категории, причиняя вред личности военнослужащего, препятствуют исполнению им своих служебных обязанностей.
Не вызывает сомнения тот факт, что человек, подвергающийся систематическому или даже единичному физическому или психическому насилию, не может надлежащим образом исполнять обязанности, предусмотренные военным законодательством.
Он становится неэффективной боевой единицей, отрицательно влияющей на боевое слаживание подразделения в частности и создающей тем самым угрозу боеготовности и боеспособности войск в целом.
Боевая готовность войск, в свою очередь, выступает в качестве главного фактора военной безопасности государства.
Последнее обстоятельство послужило основанием ряду ученых, в частности Х.М.
Ахметшину и А.А.
Тер-Акопову, признать родовым объектом преступлений против военной службы военную безопасность государства, трактуемую ими как состояние защищенности 1Подробнее о понятии «при исполнении обязанностей военной службы» см.: Комментарий к ст.
37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» / П од общ.
ред.
В.Г.
Стрекозова.
М.
1999.
С.
226-239.
2 Подробнее об этом см.: Преступления против военной службы (военно-уголовное законодательство России): Научно-практический комментарий Уголовного кодекса Российской Федерации.
М ., 1999.
С.90-91.

[Back]