118 Анализ этих работ показывает, что вопрос взаимоотношений государственных, общественных и религиозных организаций рассматривается в общих чертах, еще не достаточно обоснован механизм регулирования закономерного процесса демократизации общества и роли этих организаций в развитии демократического, правового, светского государства. Немаловажное значение имеет исследование проблем места и роли государственных, общественных и религиозных организаций в условиях Суверенных Независимых Государств. Эта проблема недостаточно изучена и разработана в суверенном Таджикистане. Пока еще нет конкретных работ, которые бы охватили сущность, основные функции и диалектику развития демократического, правового светского государства. Демократическое, правовое, светское государство Таджикистан, которое недавно образовалось и сейчас нуждается в укреплении, в мобилизации всех необходимых средств для своего всестороннего развития. А в этом вопросе укрепления и развития светского государства в Таджикистане большую роль играют государственные, общественные и религиозные организации. Прежде всего, следует отметить, что укрепление и развитие демократического, правового, светского государства нуждается в научно-обоснованной теории. Только за последние годы появился ряд работ,1хотя специально и не посвященных анализу проблемы взаимоотношений государственных, общественных и религиозных организаций в развитии демократического, правового, светского государства, но авторы этих работ по мере возможности конкретно рассматривают данную проблему в условиях Таджикистана. Сегодня, когда в Таджикистане идет процесс строительства демократического, правового, светского государства, каждый человек, 1 Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1995; ; Рахмонов Э. По пути единства и созидания. Душанбе, 1996; Таджики в зеркале истории. Душанбе, будущее суверенного Таджикистана. Душанбе, 1997; Таджикистан на пороге будущего. Душанбе, 1997; Раджабов С. Независимость священна. Душанбе, 1997; Дунявият иродаи халк аст. Душанбе, 1997; Амонов Р. Омилхои вахдати милли ва эхёи Точикистон. 1999; Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан. Душанбе, 1998. пути единства 1997; Молодежь * |
-20 ным, противоречивым и закономерным процессом, который научно доказан в работах Б.Г.Гафурова, Э.Ш.Рахмонова, С.Раджабова и других.1 Здесь целью нашего исследования является рассмотрение нового этапа таджикской государственности становление светского государства. Благодаря политическому пробуждению и подъёму национального самосознания, в кратчайшие исторические сроки Таджикистан сделал решительные шаги на пути создания демократического, правового, светского государства. Следует подчеркнуть, что начало этого пути было заложено в ноябре 1992 года исторической XVI-й сессией Верховного Совета в Ходженте, на которой были провозглашены основные принципы будущего общества. Исторический опыт показывает, что создание демократического,* S правового, светского общества в любой стране является очень сложным и трудным делом. Для создания демократического общества в Таджикистане главным политическим фактором явился XX век. Как известно, ХХ-е столетие век противоречий, самый плотный событиями и процессами, определил по новому историческую судьбу народов Центральной Азии, в том числе и таджиков. Основные социальнополитические, духовные предпосылки, противоречивые трудности и сложные процессы возникновения и становления демократического, правового, светского государства рассматриваются в трудах Б.Г.Гафурова, А.М.Богоутдинова, М.К.Комилова, М.К.Гафаровой, А.М.Пулатова и других учёных Таджикистана.2 1 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе. 1989; Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1997; Опираясь на волю народа. Душанбе, 1993; Таджикистан на пороге будущего.Душанбе, 1997; Молодёжь будущее нации.Душанбе, 1998; Рацабов С. Дунявият иродаи халк аст. Душанбе, 1999; Истикдолият мукаддас аст. Душанбе, 1997. 2 Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1989; Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. Душанбе, 1961; Гафарова М.К. Женщины Советского Востока. -Душанбе, 1987; Пулатов А.М. Академик Гафуров Б.Г. гордость нации, факел знания Душанбе, 1998. 92 М.И. Одинцова, А.Д. Криндача и др.1Анализ этих работ показывает, что вопрос взаимоотношения государственных, общественных и рели-г гиозных организаций рассматривается в общих чертах, ещё недостаточно обоснован механизм регулирования закономерного процесса демократизации общества и роли этих организаций в развитии светского государства. Немаловажное значение имеет исследование проблемы места и роли государственных, общественных и религиозных организаций в условиях Суверенных Независимых Государств. Эта проблема очень мало и недостаточно изучена и недостаточно разработана в суверенном Таджикистане. Пока ещё нет конкретных работ, которые бы охватили сущность, основные функции и диалектику развития светского государства. Демократическое, правовое, светское государство в Таджикистане, которое недавно образовалось и сейчас нуждается в укреплении, в мобилизации всех необходимых средств для своего всестороннего развития. А в этом вопросе укрепления и развития светского государства в Таджикистане большую роль играют государственные, общественные и религиозные организации. Прежде всего следует отметить, что укрепление и развитие светского государства нуждается в научнообоснованной теории. 1 Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии // Социально-политический журнал. 1996. №1,2,3; Калныжников М., Николаев А. Зеркало постсоветской демократии // Свободная мысль. 1997. № 6; Краснов Б.И. Политическая жизнь и её демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. №4; Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-политические науки. 1991. №5; Васильев М.И. Партия, движения, политические силы //. 1992. №5,6; Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997г.г.) // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. М., 1997. №3; Криндач А.Д. Формирование нового и профессионального пространства в постсоветской России // Информационный Бюллеь тень. Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. № 9,10. 93 За последние годы появился ряд работ1, хотя специально и не затрагивают анализ проблемы взаимоотношения государственных, общественных и религиозных организации в развитии светского государства, тем не менее их авторы по мере возможности конкретно рассматривают данную проблему в условиях Таджикистана. Сегодня, когда в Таджики-+ стане идёт процесс строительства демократического, правового, светского государства, каждый человек, каждый трудовой коллектив, каждая организация и общественное движение должны принимать активное участие в решении этой благородной задачи. Теоретическое осмысление пути дальнейшего развития государственных, общественных и религиозных организаций, обобщение опыта их работы представляет собой важное звено исследования светской государственности и политической системы общества в целом, т.к. эти важные каналы соединяют многомиллионные народные массы с светским государством. Следовательно, политической системой таджикского общества является светское государство, с его неизбежными и необходимыми спутниками массовыми общественными организациями. Исторический опыт свидетельствует, что каждое общество имеет свои сложности, охватывает комплекс социально-политических, экономических и духовных отношений, но среди этих отношений главную роль играет человек. “Общество, Маркс, это сам человек и его общественные отношения”.2 Общество существует и функ-ч ционирует благодаря общественным отношениям: они составляют его 1Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1995., Рахмонов Э. По пути единства и созидания; Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1997; Молодёжь будущее суверенного Таджикистана. Душанбе, 1997; Таджикистан на пороге будущего. Душанбе, 1997; Рацабов С. Истиклолият мукаддас аст; Дунявият иродаи халк аст; Амонов Р. Омилхои вахдати миллй ва эхёи Тоцикистон. Душанбе, 1999; Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан. Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. 2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т.46. 4.2. С.222. |