127 в-шестых, воспитывать всех граждан суверенного Таджикистана в духе бережного отношения к истории нации и её духовным богатствам, не допустить возникновения политических сил, способных создавать почву для ограниченности исторического сознания молодёжи, чувства ответственности перед сегодняшним и будущим. Чтобы нация, не сохранившая свою историю, не стала заложником рабского мышления и утратила национальную самостоятельность. В решении этих проблем огромная роль принадлежит государственным, общественным и религиозным организациям. Ныне цель государства, Маджлиси Оли ,правительства, всех политических сил, государственных, общественных и религиозных организаций направлена на укрепление и развитие демократического, правового, светского государства и объединение всех граждан Таджикистана. Заметную роль в политической системе общества играет церковь особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управление. Верующие и служители культа подчиняются определенной системе норм религиозной морали. Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко неслучайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками, как религии, так и политики. Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих последователей, это форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты эта форма сознания наиболее распространённа в массах, а иногда они довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идёт о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. |
93 За последние годы появился ряд работ1, хотя специально и не затрагивают анализ проблемы взаимоотношения государственных, общественных и религиозных организации в развитии светского государства, тем не менее их авторы по мере возможности конкретно рассматривают данную проблему в условиях Таджикистана. Сегодня, когда в Таджики-+ стане идёт процесс строительства демократического, правового, светского государства, каждый человек, каждый трудовой коллектив, каждая организация и общественное движение должны принимать активное участие в решении этой благородной задачи. Теоретическое осмысление пути дальнейшего развития государственных, общественных и религиозных организаций, обобщение опыта их работы представляет собой важное звено исследования светской государственности и политической системы общества в целом, т.к. эти важные каналы соединяют многомиллионные народные массы с светским государством. Следовательно, политической системой таджикского общества является светское государство, с его неизбежными и необходимыми спутниками массовыми общественными организациями. Исторический опыт свидетельствует, что каждое общество имеет свои сложности, охватывает комплекс социально-политических, экономических и духовных отношений, но среди этих отношений главную роль играет человек. “Общество, Маркс, это сам человек и его общественные отношения”.2 Общество существует и функ-ч ционирует благодаря общественным отношениям: они составляют его 1Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 1995., Рахмонов Э. По пути единства и созидания; Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1997; Молодёжь будущее суверенного Таджикистана. Душанбе, 1997; Таджикистан на пороге будущего. Душанбе, 1997; Рацабов С. Истиклолият мукаддас аст; Дунявият иродаи халк аст; Амонов Р. Омилхои вахдати миллй ва эхёи Тоцикистон. Душанбе, 1999; Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан. Санкт-Петербург: Специальная литература, 1998. 2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т.46. 4.2. С.222. 101 в-третьих, объединение всех партий, политических и общественных организаций под флагом Родины, идей национального единства иt восстановления Таджикистана; в-четвёртых, необходимо беречь материальные и духовные богатства народа, уважать и по достоинству ценить тех людей, которые внесли большой вклад в единение нации, самосознание и формирование чувства национальной гордости; в-пятых, вести беспощадную и эффективную борьбу с расхитителяN ми государственного и народного добра, с наркоманией, с национальным и политическим экстремизмом, религиозным фундаментализмом и другими проявлениями антиконституционного строя в Таджикистане; в-шестых, воспитывать всех граждан суверенного Таджикистана в духе бережного отношения к истории нации и её духовным богатствам, не допустить возникновения политических сил, способных создавать почву для ограниченности исторического сознания молодёжи, чувства ответственности перед сегодняшним и будущим. А нация, не сохранившая свою историю может стать заложником рабского мышления и утратить национальную самостоятельность. В решении этих проблем огромная роль принадлежит государственным, общественным и религиозным организациям. Ныне цель государства, Маджлиси Оли, правительства, всех политических сил, государственных, общественных и религиозных организаций направлена на укрепление и развитие светского государства и объединение всех граждан Таджикистана. С£Ни железные дороги, ни транспорт, ни крупные машины и предприятия вообще, писал В.И.Ленин, не могут функционировать правильно, если нет единства воли, связывающего всю наличность трудящихся в один хозяйственный орган, работающий с правильностью часового механизма .11 1Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. -Т.36. С.157. 102 Заметную роль в политической системе общества играет церковь особый вид религиозной организации, объединяющий верующих на основе общности религиозных взглядов и обрядов. Церковь имеет централизованное управление. Верующие и служители культа подчиняются определённой системе норм религиозной морали. Религия и политика на протяжении многих веков так или иначе соприкасались друг с другом. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях далеко неслучайное явление. И это объясняется сущностными характеристиками, как религии, так и политики. * Религия неизменно опирается на довольно большие массы своих г последователей, это форма общественного сознания. В определённые исторические периоды, в тех или иных регионах планеты эта форма сознания наиболее распространена в массах, а иногда она довлеет над всеми другими формами общественного сознания. Поэтому во всех случаях, когда речь идёт о религии, вопрос касается более или менее значительных людских масс. Политика тоже связана с огромными массами населения. Следовательно, можно утверждать, что эти два явления общественной жизни неизбежно перекрещиваются. По-нашему мнению, можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики следующим образом: во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путём влияния на общественные действия своих приверженцев, использования их религиозных чувств; во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций; |