131 сверхъестественному существу, а отношение к другим людям».1 Исследуя религию как явление духовной жизни общества, В.В.Клочков считает, что «религия является результатом общественных отношений»2. Религия проявляет себя своеобразным регулятором социальных отношений, особенно в стихийно развивающемся обществе. На это влияют и религиозные чувства верующих, и культовые действия, и объединение верующих в культовом учреждении, в рамках которого удовлетворяется их религиозные потребности, осуществляются их отношения друг с другом и окружающем. В силу самого нормативно-регулирующего характера и перечисленных выше особенностей, религия имеет большую власть над верующим, оказывая огромное воздействие на различные сферы человеческой жизни. Религиозные секции, предписания и запреты могут в большей или меньшей степени выступать в качестве норм, законов во всей жизни верующего; этим же обусловлены позиции религиозного объединения в отношении окружающего его общества в целом, в большей или меньшей степени принятие или непринятие существующей социальной действительности. В демократическом обществе религия также осуществляет свою нормативно-регулирующую функцию, направляется поведение верующих в желаемое для нее русло. Однако эта функция, религии ограниченна приоритетом государственной власти, суверенностью его отношения к религиозным институтам. Мы, прежде всего, имеем в виду отношения, складывающиеся между государством и религиозными организациями, между религиозными организациями и гражданами, не входящими в эти объединения, наконец, отношения между членами самих религиозных объединений, т.е. 1Мокроносов Г,В., Москоленко А.Г. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск, 1981. С.170. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978. -С.42. |
105 венными, художественными. Он отмечает, что религиозные отношения складываются в соответствии с религиозным сознанием и существуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.1 Исследуя религию как форму общественного сознания, Г.В. Мокроносов и А.Г. Москаленко пишут: “Религиозные представления не ограничиваются лишь сферой сознания отдельной личности, а всегда проявляются в сфере коллективных переживаний и действий... Религию нельзя сводить лишь к совокупности определённых взглядов, представлений и верований, которые якобы определяют все остальные компоненты религии чувство, мораль, ритуал, церковь”.2 Анализируя религиозные отношения, И.И.Бражиник утверждает, что “Будучи включёнными в целостный контекст общественных отношений, религиозные отношения взаимодействуют со всеми другими общественными отношениями, в том числе и с правовыми. Взаимодействием системы общественных отношений, каждой из их видов, а с другой сама “врастает” в них”.3 При всей специфике религиозных отношений как вида общественных отношений, они являются, по утверждению Г.В.Мокроносова и A.Г. Москаленко, “реальными действительными отношениями”, в них особую социальную значимость имеет не отношение верующего к сверхъестественному существу, а отношение к другим людям.4 Исследуя религию как явление духовной жизни общества, B.В.Клочков считает, что “религия является результатом общественных отношений”.5 1Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979. С. 106. 2 Мокроносов Г.В., Москоленко А.Г. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. -Новосибирск, 1981. С.167. 3Бражиник И.И. Право, религия, атеизм. -Киев, 1983. С.31. 4 Мокроносов Г.В., Москоленко А.Г. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. С. 170. 5Клочков В.В. Религия, государство, право. С.42. 106 Религия проявляет себя своеобразным регулятором социальных отношений, особенно в стихийно развивающемся обществе. Па это влияют и религиозные чувства верующих, и культовые действия, и объединение верующих в культовом учреждении, в рамках которого удовлетворяются их религиозные потребности, осуществляются их отношения друг с другом и окружающими. В силу самого нормативнорегулирующего характера и перечисленных выше особенностей, религия имеет большую власть над верующими, оказывая огромное воздействие на различные сферы человеческой жизни. Религиозные секции, предписания и запреты могут в большей или О меньшей степени выступать в качестве норм, законов во всей жизни верующего; этим же обусловлены позиции религиозного объединения в отношении окружающего его общества в целом, в большей или меньшей степени принятие или непринятие существующей социальной действительности. В демократическом обществе религия также осуществляет свою нормативно-регулирующую функцию, направляя поведение верующих в желаемое для неё русло. Однако эта функция религии ограничена приоритетом государственной власти, суверенностью его отношения к религиозным институтам. Мы прежде всего имеем в виду отношения, складывающиеся между государством и религиозными организациями, между религиозными организациями и гражданами, не входящими в эти объединения, наконец, отношения между членами самих религиозных объединений, т.е. религиозные отношения в макро и микросреде. Отделение церкви от государства в светском государстве отнюдь не идентично по смыслу самоустранению государства от церкви. Суверенность государства по отношению к церкви проявляется в его праве на регулирование определенной, вне религиозной по своей сути, деятельности религиозных организаций, в его функции регулятора религиозных отношений. |