г демократическое, правовое, светское государство занимает особое место в политической системе как стержневой элемент, вокруг которого объединяются все остальные составляющие. Демократическое, правовое, светское государство по существу признано обеспечить целостность и единство институтов организации, выполняющих разнообразие функции управления. Демократическое, светское, правовое государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как: во-первых, демократическое, правовое, светское государство выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; во-вторых, демократическое, правовое, светское государство является единственным носителем суверенитета народа; в-третьих, это государство содержит специальный аппарат (публичную власть), предназначенную для управления обществом; в-четвертых, демократическое, правовое, светское государство имеет «Силовые» структуры» (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.д.); в-пятых, демократическое, правовое, светское государство владеет, как правило, монополией на законотворчество; в-шестых, демократическое, правовое, светское государство располагает специфическим набором материальных ценностей (государственной собственностью, бюджетом, валютой и т.д.); в-седьмых, демократическое, правовое, светское государство выполняет «общее дело», необходимое для общества, как определение целостности, несмотря на существующие в нем противоречия и 33 трудные ситуации; в-восьмых, по общему правилу демократическое, правовое, |
важнейшую ценность XX века, но укоренить его на почве государственной независимости Таджикистана, его исторического своеобразия и достоинства. Вместе с тем, в отличие от этого, всё стремление таджикского народа должно быть направлено на создание нового общества, которое бы лежало в русле общенародной воли, закреплённой в новой Конституции, в русле тенденции перехода всего человечества к рыночным отношениям, трансформации жизни народов в направлении к демократии. При этом следует опираться на всё лучшее, что было создано в прошлом. История человечества никогда не сводилась к одному измерению, одним идеям или одной форме духовности. Всё достаточно противоречиво. Демократические принципы не противоречат религии. Признавая религию как важнейший источник нравственности, нельзя отказывать в этом праве светским традициям, культуре и литературе как другим источникам нравственного здоровья общества. Уже историей доказано, что нравственный потенциал народа Таджикистана достаточно высок. Он опирается не только на религиозную духовность, но и на культурноисторическое наследие светского характера, и это многообразие является нашим богатством. Поэтому таджикский народ выбирает путь самопознания своего наследия как источника энергии созидания нового общества, в нём строит демократическое, правовое, светское государство. Таджикский народ обращается к прошлому не для возрождения арханики, а к духу созидания, к памяти предков первопроходцев, создававших новое и достигших в этом необыкновенных результатов. Примером этому может послужить Государство Саманидов. Государство г Саманидов, на котором развивалась государственность таджикского народа, имеют более 1100-летнюю историю. Вместе с тем, замечательное духовное и материально-культурное наследие Саманидов является одним из ключевых компонентов цивилизации Центральной Азии и 36 бранным курсом к построению демократического, правового, светского государства”.1 Сегодня, когда таджикский народ получил необратимый процесс мира, согласия, национального примирения и сплотился под знаменем * Родины и независимого государства, всё население Таджикистана должно прежде всего осознать суть и значение независимости, самосознания, национальной гордости и единства нации. Следовательно, можно утвердить, что эти результаты являются историческим завоеванием таджикского народа в области нового государственного строительства демократического, правового, светского государства. Ныне в Таджикистане развивается демократизация общества, идёт закономерный процесс развития светского государства. Это уже реальный факт. Вместе с тем следует отметить, что нынешняя обстановка в Таджикистане настоятельно требует защиты и отстаивания идей светского государства. Однако уровень общественного сознания населения Таджикистана, его политическая культура и мировоззрение далеко не отвечают современным требованиям. Ещё большинство населения Таджикистана, особенно население сельских местностей, недостаточно понимает политический процесс в республике, не знает сущности и значения светского государства. Имеются люди, которые не разбираются в социально-политических и духовных ситуациях в Таджикистане. Пока большинство населения Таджикистана недостаточно созрело, чтобы глубже разбираться в трудностях и сложностях как внутри страны, так и за её пределами. Ещё люди не имеют ясного представлеь ния о препятствиях политических сил и как защищать демократическое, правовое, светское государство от нападков политических противников. Для формирования у населения идеалов светской идейной убеждённости необходимо использовать все рычаги экономические, соци851Рахмонов Э.Ш. Опираясь на волю народа. Душанбе, 1993. С.35. 92 М.И. Одинцова, А.Д. Криндача и др.1Анализ этих работ показывает, что вопрос взаимоотношения государственных, общественных и рели-г гиозных организаций рассматривается в общих чертах, ещё недостаточно обоснован механизм регулирования закономерного процесса демократизации общества и роли этих организаций в развитии светского государства. Немаловажное значение имеет исследование проблемы места и роли государственных, общественных и религиозных организаций в условиях Суверенных Независимых Государств. Эта проблема очень мало и недостаточно изучена и недостаточно разработана в суверенном Таджикистане. Пока ещё нет конкретных работ, которые бы охватили сущность, основные функции и диалектику развития светского государства. Демократическое, правовое, светское государство в Таджикистане, которое недавно образовалось и сейчас нуждается в укреплении, в мобилизации всех необходимых средств для своего всестороннего развития. А в этом вопросе укрепления и развития светского государства в Таджикистане большую роль играют государственные, общественные и религиозные организации. Прежде всего следует отметить, что укрепление и развитие светского государства нуждается в научнообоснованной теории. 1 Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии // Социально-политический журнал. 1996. №1,2,3; Калныжников М., Николаев А. Зеркало постсоветской демократии // Свободная мысль. 1997. № 6; Краснов Б.И. Политическая жизнь и её демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. №4; Фарукшин М.Х. Политическая система общества // Социально-политические науки. 1991. №5; Васильев М.И. Партия, движения, политические силы //. 1992. №5,6; Одинцов М.И. Россия строит светское государство (1985-1997г.г.) // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. М., 1997. №3; Криндач А.Д. Формирование нового и профессионального пространства в постсоветской России // Информационный Бюллеь тень. Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1997. № 9,10. |