46 политическая и экономическая система, одна идеологическая среда, система образования и многое другое, сблизили народы, образовав у них качество новой жизни. В этот исторический срок у народов возник и сформировался новый склад мышления, новые формы жизни, которые объединили их, особенно с российским народом, и этим путём приобщили к европейской и общечеловеческой цивилизации. Вместе с тем коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными-обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности. Распад СССР, старой системы, явно обнаружил серединное положение Таджикистана, находящегося на перекрёстке цивилизаций. В отличие от небольших стран Европы, окружённых схожими государствами, Таджикистан находится на границе значительно различающихся друг от друга государств в мировых образованиях. В условиях независимости, страна может обладать устойчивостью, если не станет мостом, содержащим цивилизации, но при этом сохранить своё лицо, историческое своеобразие. А это невозможно без стабильности во внутренней жизни. Она же связана с геополитическим единством Таджикистана со странами светского характера, с Содружеством демократической направленности развития нашего общества. Со времени избрания на XVI-й сессии Верховного Совета нового руководства Республики Таджикистан, прошёл относительно небольшой срок. Оценивая социально-политические и духовные ситуации Таджикистана после установления демократического, правового, светского государства, следует учесть два основных фактора: во-первых, это последствие того политического разврата и терроризма, которые в первые годы независимости терзали Таджикистан, разрушили его традиционные основы, неся с |
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Современный период мирового общественного развития характеризуется возросшей ролью политики в жизни общества. Политика пронизывает сегодня все сферы общества, оказывает огромное влияние на их функционирование и развитие. Возрастание роли политики во всём мире имеет конкретные причины. С Постсоветская реальность выступает как новый этап мирового развития, на котором качественные изменения характера отношений и связей внутри политических систем многих государств, а также качественные отношения межгосударственных отношений в мире в целом обнаруживает тенденцию к формированию некой системы мировых отношений, системы нового мирового порядка. Для анализа же реалий постсоветских государств имеет значение рассмотрение этих процессов в единстве прошлого, настоящего и будущего. Став суверенными, государства постсоветского пространства унаследовали не только политические, экономические трудности текущего момента, но и трудности принципиального характера, детерминированные политическими и идеологическими традициями. В переходное для Таджикистана время всё ещё робко внедряются необходимые принципы государственного устройства и управления. Коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными, обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности. Принятие в ноябре 1994 года Конституции Республики Таджикистан знаменовало собой важный шаг в определении приоритетов Таджикского государства. 21 Анализ литературы, исследования социально-политических и духовных факторов XX века показывают, что одной из важнейших предпосылок создания демократического, правового и светского общества в Таджикистане явились следующие события: присоединение к России, Октябрьская Революция, семидесятилетнее совместное проживание в рамках одного государства, единая политическая и экономическая система, одна идеологическая среда, система образования и многое другое сблизили народы, образовав у них качество новой жизни. В этот исторический срок у народов возник и сформировался новый склад мышления, новые формы жизни, которые объединили их, особенно с российским народом, и этим путём приобщили к европейской и общечеловеческой цивилизации. Вместе с тем коренные изменения, происшедшие в Таджикистане в начале 90-х годов, с особой остротой поставили перед политиками, учёными-обществоведами, гражданами страны вопрос о характере таджикской государственности. Распад СССР, старой системы явно обнаружил серединное положение Таджикистана, находящегося на перекрёстке цивилизаций. В отличие от небольших стран Европы, окружённых схожими государствами, Таджикистан находится на границе значительно различающихся друг от друга государств в мировых образованиях. В условиях независимости страна может обладать устойчивостью, если не станет мостом, содержащим цивилизации, но при этом сохранять своё лицо, историческое своеобразие. А это невозможно без стабильности во внутренней жизни. Со времени избрания XVI-й сессией Верховного Совета нового руководства Республики Таджикистан прошёл относительно небольшой срок. Оценивая социально-политические и духовные ситуации Таджикистана после установления демократического, правового, светского государства, следует учитывать два основных фактора: |