50 данной Конституции, которая автоматически, сама по себе, обеспечит практическую реализацию этого конституционного положения? Конечно, нет. Властным структурам придётся ещё длительное время отстаивать светскость государства в непростой духовно-идеологической ситуации, испытывать противодействие со стороны тех или иных политических сил и религиозных организаций, предлагающих иные принципиальные установки и иную перспективу взаимоотношений государства и религиозных объединений. Исторический опыт показывает, что хотя на протяжении последних 70-ти лет в СССР проводилась политика секуляризации и внедрения сверху атеизма в культуру, быт и сознание мусульманских масс, ислам сразу же после начала перестройки (1985) стал превращаться в важный фактор политической жизни мусульманских республик СНГ. Несмотря на ликвидацию ряда духовных институтов мусульман и уничтожение значительной части духовного сословия, в Центральной Азии и Закавказье сохранились социальные структуры, синтезировавшие исламские и местные клановые традиции. Семидесятилетний опыт показывает, что при коммунистическом режиме ислам не просто выжил, но продемонстрировал свои сознательные возможности и до наших дней, сохранив «Махаля» в Таджикистане и Узбекистане, «Тракты» в Закавказье. Из анализа социально-политической и духовной базы существования исламской религии можно сделать вывод, что «Исламский фактор» в современных условиях становится одной из влиятельных сил современности. По нашему мнению, современному исламскому движению можно дать следующую характеристику. Проблема так называемого «исламского фактора» в политической жизни1 1«Махаля» таджикский термин, обозначающий городской и сельский квартал, который представляет собой приспособленную к современным условиям традиционную средневековую общину. |
25 которая автоматически, сама по себе, обеспечит практическую реализацию этого конституционного положения? Конечно, нет. Властным структурам ещё придётся длительное время отстаивать светское государства в непростой духовно идеологической ситуации, испытывать противодействие со стороны тех или иных политических сил и религиозных организаций, предлагающих иные принципиальные установки и иную перспективу взаимоотношений государства и религиозных объединений. Исторический опыт показывает, что хотя на протяжении последних 70-ти лет в СССР проводилась политика секуляризации и внедрения сверху атеизма в культуру, быт и сознание мусульманских масс, ислам сразу же после начала перестройки (1985) стал превращаться в важный фактор политической жизни мусульманских республик СНГ. Несмотря на ликвидацию ряда духовных институтов мусульман и уничтожение значительной части духовного сословия, в Центральной Азии и в Закавказье сохранились социальные структуры, синтезировавшие исламские и местные клановые традиции. Семидесятилетний опыт показывает, что при коммунистическом режиме ислам не просто выжил, но и смог доказать свои широкие возможности и до наших дней, сохранив “Махаля”1 в Таджикистане и Узбекистане, “Тракты”2в Закавказье. Из анализа социально-политической и духовной базы существования исламской религии можно сделать вывод, что “Исламский фактор” в современных условиях становится одной из влиятельных сил современности. По нашему мнению, современному исламскому движению можно дать следующую характеристику. Проблема так называемого “исламского фактора” в политической жизни некоторых стран СНГ 1 “Махаля” таджикский термин, обозначающий городской или сельский квартал, который представляет собой приспособленную к современным условиям традиционную средневековую общину. 2 “Тракты” -это религиозные суфийские течения в исламе, главы которых считаются продолжателями рода Мухаммада и именуются Шейхами. |