Проверяемый текст
Раджабов, Сафарали; Влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане (Диссертация 1999)
[стр. 53]

53 управлений мусульман осуществлялась под контролем властей и способствовала проведению выгодной им политики.
Иерархичность вообще не характерна для ислама, где
обязанность муллы руководителя молитвы в принципе может выполнять любой уважаемый и знающий член общины.
Таджикистан после распада СССР был самой нестабильной из всех среднеазиатских республик СНГ.
Причём религиозные деятели играют в
политике таджикского государства не последнюю роль.
Большая часть мусульман Таджикистана -сунниты, но наряду с ними
и существует и община исмаилитов, в которую входят, в основном, шииты с тысячелетней историей Горного Бадахшана.
Таким образом, вышеизложенные факторы показывают, что ещё большая часть сельского населения Таджикистана находится под влиянием ислама.
Ислам использует свою популярность и выдвигает новые концепции по государственному устройству.
Основной целью ислама является
создания исламского государства в Таджикистане.
Действующие ныне Конституция и Законы предусматривают строгую ответственность за игнорирование конституционных прав и свобод граждан.
Эти Законы требуют, чтобы юноши и девушки получили среднее образование в официальных светских школах.
Данный вопрос всегда стоит в центре внимания органов правопорядка и местных хукуматов.

Оценивая роль и значение Конституции Республики Таджикистана в создании и укреплении светского государства, Президент страны
Э.Рахмон говорил: «Наше государственное устройство определено Конституцией страны, за принятие которой проголосовало большинство жителей республики.
Пусть все наши соотечественники поймут, что мы не собираемся строить ни коммунизм, ни исламскую республику.
Мы естественным образом, на основе свободной рыночной экономики, без всякой насильственно навязанной народу идеологии будем создавать демократическое, правовое и светское общество, такое общество,
[стр. 28]

28 Духовное управление решало вопросы, связанные с функционированием мечетей, подготовкой мусульманского духовенства, организацией хаджа.
Вместе с тем деятельность Духовных управлений мусульман проходила под контролем властей и способствовала проведению выгодной им политики среди мусульман.
Иерархичность вообще не характерна для ислама, где
обязанности муллы руководителя молитвы в принципе может выполнять любой уважаемый и знающий член общины.
Таджикистан после распада СССР был самой нестабильной из всех среднеазиатских республик СНГ.
Причём религиозные деятели играют в
политических столкновениях самую непосредственную роль, поскольку население здесь, пожалуй, наиболее религиозно по сравнению с соседними республиками.
Это определяется рядом обстоятельств.
Среди них то, что в Таджикистане в годы советской власти наряду с немногочисленным официальным духовенством ислама действовало много неофициальных мулл (по некоторым данным, их число в середине восьмидесятых годов превышало 1400 человек) и подпольных медресе.
Фактически в каждой общине была своя неофициальная мечеть (пусть даже её роль иногда выполняло помещение амбара).
Резкий рост числа официальных мечетей в Таджикистане в годы перестройки (в январе 1989 года официально зарегистрированных мечетей было в республике 17, год спустя 47, а в настоящее время действует 132 сборные мечети, а заявок на открытие подано свыше 500) в значительной мере объясняется тем, что происходила легализация уже действующих в подполье мечетей.
Их усилиями в Таджикистане поддерживался определённый уровень религиозности (хотя подавляющее большинство официальных мулл не было политизировано)1.
1 Рафис А., Василевский А., Пономарёв В.
Ислам и политическая борьба в странах СНГ.
С.4.


[стр.,29]

29 Исламская политическая активность вновь возрастает в конце восьмидесятых годов.
Представители Таджикистана участвовали в работе первого съезда Исламской партии возрождения в Астрахани 9 июня 1990 года.
С лета 1990 года в республике началось формирование местных ячеек ИПВ.
Однако в феврале 1990 года в столице Таджикистана произошли массовые беспорядки (в которых, кстати, религиозный фактор никакой роли не играл).
После этого в республике было введено чрезвычайное положение, затруднившее любую политическую деятельность.
Поэтому учредительную конференцию регионального отделения ИПВ удалось провести в Таджикистане лишь в октябре 1990 года.1 Замедляли развитие самого исламского политического движения и противоречия между различными группами жителей республики, причём не по религиозному, а по клановому признаку.
Сложные отношения были у ИПВ с исламистами.
Большая часть мусульман Таджикистана сунниты, но наряду с ними
существует и исмаилитская община, особенно это шиитская секта с тысячелетней историей в Горном Бадахшане.
Таким образом, вышеизложенные факторы показывают, что ещё большая часть сельского населения Таджикистана находится под влиянием ислама.
Ислам использует свою популярность и выдвигает новые концепции по государственному устройству.
Основной целью ислама является
создание исламского государства в Таджикистане.
Нынешнее общество Таджикистана не допустит разрушения конституционных прав и свобод граждан.
Действующие ныне Конституция и Законы предусматривают строгую ответственность за игнорирование конституционных прав и свобод граждан.
Эти Законы требуют, чтобы юноши и девушки получили среднее образование в официальных светских школах.
Данный вопрос всегда стоит в центре внимания органов правопорядка и местных хукуматов.

1Там же.


[стр.,30]

30 Оценивая роль и значение Конституции Республики Таджикистан в создании и укреплении светского государства, Президент страны Э.Ш.Рахмонов говорил: “Наше государственное устройство определено Конституцией страны, за принятие которой проголосовало большинство жителей республики.
Пусть все наши соотечественники поймут, что мы не собираемся строить ни коммунизм, ни исламскую республику.
Мы естественным образом, на основе свободной рыночной экономики, без всякой насильственно навязанной народу идеологии будем создавать демократическое, правовое и светское общество, такое общество,
в котором каждый наш соотечественник может чувствовать себя свободным, счастливым, достойным.
Это наше предопределение является решительным, отвечает желаниям и требованиям миллионов соотечественников”.1 В Таджикистане создаются все необходимые социальнополитические и духовные факторы функционирования демократического, правового, светского государства.
В этой связи очень важно отметить, что “Президент Республики Таджикистан Э.Рахмонов и лидер таджикской оппозиции А.Нури, имея твёрдое намерение обеспечить соблюдение высших интересов таджикского народа, поддерживают, что необходимыми средствами для достижения прочного мира в стране являются диалог и сотрудничество.
В этих целях правительство обязуется воздерживаться от совершения каких-либо действий, идущих в разрез с положениями заключаемых протоколов, и принятия таких законов или мер, которые могут быть несовместимыми с этими протоколами.
Таджикская оппозиция со своей стороны обязуется вести политическую борьбу исключительно мирными средствами в соответствии с условиями и гарантиями, закреплёнными в общем соглашении об установлении э? мира и национального согласия в стране .2 1 Рахмонов Э.Ш.
Молодёжь будущее суверенного Таджикистана.
(Выступление на встрече с представителями молодёжи 23 мая 1997 года).
—Душанбе, 1997.
С.35.
2 Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.
Душанбе., 1997.
С.28.

[Back]