Проверяемый текст
Раджабов, Сафарали; Влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане (Диссертация 1999)
[стр. 68]

68 общества и обязано решать конфликты.
Известно, что понятия
«борьба», «конфликты», «угрозы», «насилие» использовались многими авторами в разные исторические эпохи.
Например, в таджикско-персидской философии и литературе затрагивались большие человеческие проблемы, в том числе и проблемы конфликта и его урегулирования.
Всё это можно встретить в таких известных источниках, как
"Шахнаме" Абдулкасыма Фирдоуси, "Сиёсатнаме» Низам-аль-мулька, «Этика Мухсина» Хусейна Воизи Кошифи и многих других.
Но, однако, это ещё не даёт основания рассматривать их как идейных основоположников теории конфликта.
Конфликтология на Западе, в том числе, этническая конфликтология
расовых отношений «старая наука».
Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать имена таких родоначальников теории конфликта, как Г.Зиммеля, М.Гумпловича, Г.Раценгофера, Г.Спенсера, В.Г.Сацнера, К.Боулдинга, Л.Козера, Д.Дарендорфа, Д.Локвуда и многих других.
К проблемам конфликтологии
относятся вопросы национальной принадлежности, исторических претензии, недоверия, враждебности, что глубоко запечатлено в индивидуальном восприятии и опыте.
Изменение отношений между участниками конфликта может быть достигнуто только работой на самом глубоком человеческом уровне.
И именно в общественной сфере, а не только за столом официальных переговоров эти проблемы могут быть переосмыслены, признаны, интересны, устранены опасения и найден выбор в пользу изменения отношений.
В советском обществоведении теория конфликта не разрабатывалась по ряду причин.
Среди них следует выделить то обстоятельство, что изымалась сама проблема власти из теоретического анализа, связанного с противоречиями общества.

В таких условиях тезис об обострении классовой борьбы, характерный для 30-40-х годов,
[стр. 59]

59 чение политической культуры в преодолении конфликтных ситуаций.
Политическая культура человеку даёт возможность правильно осознать конфликтную ситуацию, достижение согласия и выработать научнообоснованную теорию.
Разработка теории конфликта имеет древнюю традицию.
Духовным отцом теорий конфликта считают Гераклита.
В соответствующей лите-I ратуре встречаются ссылки на Сократа и Платона.
Часто идейным родоначальником теории конфликта называют Томаса Гоббса.
В своём тезле “О войне всех против всех”, сформулированном в работе “Левиафан”, главной причиной конфликта он считает стремление к равенству, приводящему к возникновению у людей одинаковых надежд, желаний завладеть теми же объектами, необходимыми для самосохранения или получения удовольствия, а это превращает людей во врагов.
О конфликте как социальном явлении впервые было высказано в работе Адама Смита “Исследование о природе и причинах богатства народов”.
По его мнению, в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество.
В своей работе “Очерки философии права” Гегель считал, что государство представляет интересы всего общества и обязано решать конфликты.
Известно, что понятия
“борьба”, “конфликты”, “угрозы”, “насилие” использовались многими авторами и в разные исторические эпохи.
Например, в таджикско-персидской философии и литературе затрагивались большие человеческие проблемы, в том числе и проблемы конфликта и его урегулирования.
Всё это можно встретить в таких известных источниках, как
“Шахнаме”, Абдулькасима Фирдоуси, “Сиёсатнаме” Низомулмулька, “Этика Мухаина” Хусейна Воизи Кошифи и многих других.
Но, однако, это ещё не даёт основания рассматривать их как идейных основоположников теории конфликта.
Конфликтология на Западе, в том числе этническая конфликтология,
конфликтология расовых отношений “старая наука”.
Чтобы убе

[стр.,60]

60 диться в этом, достаточно назвать имена таких родоначальников теории конфликта, как Г.Зиммеля, М.Гумпловича, Г.Раценгофера, Г.Спенсера, В.Г.Сацнера, К.Боулдинга, Л.Козера, Д.Дарендорфа, Д.Локвуда и многих других1.
К проблемам конфликтологии
остаются вопросы национальнои принадлежности, исторических претензии, недоверия, враждебности, т.е.
то, что глубоко запечатлено в индивидуальном восприятии и опыте.
Изменение отношений между участниками конфликта может быть достигнуто только работой на самом глубоком человеческом уровне.
И именно в общественной сфере, а не только за столом официальных переговоров эти проблемы могут быть переосмыслены, признаны интересны, устранены опасения и найден выбор в пользу изменения отношений.
В советском обществоведении теория конфликта не разрабатывалась по ряду причин.
Среди них следует выделить то обстоятельство, что изымалась сама проблема власти из теоретического анализа, связанного с противоречиями общества.

Сталинский тезис об обострении классовой борьбы, характерный для 30-40-х годов, переносил конфликты на групповой и личный уровень (народ и враги народа).
“Враги на’ это отдельные группы, личности, но не большие социальныерода группы.
На уровне общества конфликтов быть не должно, а акции протеста охаивались и скрывались.
Исторический опыт показывает, что с 50-х годов была выдвинута “теория бесконфликтности”, в том числе в литературе, искусстве, духовной сфере общества.
Конфликт мог быть между “хорошим” и “лучшим”.
Эта теория критиковалась как антидиалектическая, чуждая идеологии марксизма-ленинизма, маскирующая действительные трудности социалистического общества.
Но в жизни почти до 80-х годов 1Пятигорю Т.
Рассовые отношения в Соединенных Штатах Америки: социологическая перспектива // Американская социология.
Проблемы.
Методы.
М..,1972; Фишер Р., Юри В.
Путь к согласию или переговоры без поражения.
М., 1990.

[Back]