80 сожалению, в некоторых регионах этот процесс сопровождается негативными факторами: национальной самоизоляцией, эгоизм и отчужденность прямой путь к психозу национализма, фанатизму и, в конечном итоге, национальным конфликтам и деградации. Все эти антиобщественные элементы препятствовали процесса становления демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Обиды, конфликты, отчуждённость, неустроенность нельзя преодолеть только идеологическими призывами. Нужны решительные политические и экономические меры, общие цели, программы, результаты которых сможет ощутить каждая нация и народность, каждый человек. При рассмотрении социальной сущности и основного содержания противоречий, их места и роли в обществе сразу возникает вопрос «Что представляют собой противоречия?». Ответ на этот вопрос дан в философском словаре в следующей трактовке: «Противоречие категория, выражающая в диалектике внутренний источник всякого движения, корень жизненности, принцип развития». Более подробно рассматривается понятие «противоречия» в кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология), где мы читаем: «Противоречия политические объективное отношение борьбы и единства противоположностей, происходящее в политической жизни общества. В политической деятельности противоречия выступают в форме противоборства различных политических сторон-политических партий, движений, выражающих разные политические интересы слоев общества. Политические противоречия являются источником и движущей силой развития всех совокупностей политико-властных отношений». В ходе становления политического суверенитета таджикского народа имеющиеся противоречия и конфликты не только препятствовали этому процессу, но1 1См.: Философский словарь. -М ., 1968, С.295. |
66 из которых могло бы содержать определённые элементы истины. К сожалению, наш исторический опыт не был учтён, что привело к непоследовательности, трудностям, ошибкам, противоречиям и конфликтам, что сильно повлияло на процесс приобретения национальной независимости и суверенитета народов. Пороки прошлого, ошибки и противоречивые процессы настоящего привели к росту национальных конфликтов, напряженности, росту преступности, разочарованию, идеологическим сбоям, обострению национальных и экономических конфликтов и т.д. Все эти противоречивые явления обязывают со всей объективностью извлечь уроки из прошлого, чтобы правильно ориентироваться в сложных условиях демократических преобразований в обществе и укреплении политического суверенитета таджикского народа. В ходе демократического обновления обнажились социальные язвы и нерешённые вопросы. Болезненно дают о себе знать допущенные за многие ошибки и деформации, что усложняет критические преобразования общества, укрепление национальной независимости и политического суверенитета. Демократические преобразования общества дают возможность г всем нациям и народностям подняться на новый уровень своего духовнополитического и нравственного развития. К сожалению, в некоторых регионах этот процесс сопровождается и негативными явлениями: национальной ограниченностью и национальной самоизоляцией, эгоизм и отчужденность, прямой путь к психозу национализма, фанатизму и, в конечном итоге, национальным конфликтам и деградации. Все эти антиобщественные элементы препятствовали процессу становления национальной независимости и политического суверенитета в суверенном Таджикистане. Обиды, конфликты, отчуждённость, неустроенность нельзя преодолеть только идеологическими призывами. Нужны решительные политические и 4 67 экономические меры, общие цели, программы, результаты которых ощутит каждая нация и народность, каждый человек. Исходя из вышеизложенных трудностей, противоречий, конфликтов и сложных социально-политических, экономических и национальных ситуаций следует подчеркнуть, что в ходе приобретения национальной независимости и суверенитета в Таджикистане диктовались отрицательные последствия. При рассмотрении социальной сущности и основного содержания противоречий, их места и роли в обществе сразу возникает вопрос «Что представляют собой противоречия?». Ответ на этот вопрос дан в философском словаре в следующей трактовке: «Противоречие-категория, выражающая в диалектике внутренний источник всякого движения, корень жизненности, принцип развития»1. Более подробно рассматривается понятие «противоречия» в кратком энциклопедическом словаре-справочнике (политология), где мы читаем: «Противоречия политические —объективное отношение борьбы и единства противоположностей, происходящее в политической жизни общества. В политической деятельности противоречия выступают в форме противоборства различных политических сторон политических партий, движений, выражающих разные политические интересы слоёв общества. Политические противоречия являются источником и движущей силой развития всех совокупностей политики — властных отношений»2. В ходе становления политического суверенитета таджикского народа, имеющие противоречия и конфликты, не только препятствовали этим процессам, но они стали преградой на пути приобретения национальной независимости. Категория «противоречия» и «конфликты» каждый является отдельной самостоятельностью. Вместе с тем, эти понятия между собой имеют 1 См.: Философский словарь. М., 1968. -С.295. 2 См.: Краткий энциклопедический словарь-справочник (политология). М., 1997, -с.407. |