81 они стали преградой на пути становления и укрепления демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Президент Таджикистана Э.Рахмон подчеркивает, что «Сохранение демократического, правого, светского характера государства в условиях сохранения угрозы и радикализма является практически вопросом защиты и укрепления основ нашего демократического общества. Это можно назвать одним из важных достижений независимого Таджикистана». Создание и укрепление демократического, правового, светского государства в Таджикистане во многом зависит от результатов уровня политической культуры и политического сознания. В результате деструктивного воздействия на человека данных процессов, определяющей сущностной доминантой массовой политической культуры, стал глубокий ценностный конфликт, выражающийся в усилении всех первичных экзистенциальных потребностей, углублении инстинктивных бессознательных начал, снижении разумной «деятельностной» мотивации и критериев самоконтроля, ощущениялюдьми безвыходности и разочарования, осознания ими своей глобальной ненужности, невостребованности и отчуждённости от государственной системы, которая не может им гарантировать условия для законных путей достижения материального благополучия. Обобщение и анализ многочисленных факторов и примеров позволяют сделать заключение о том, что основными доминирующими ценностями ориентации таджикского народа, восходящего дестабилизационной фазе политического кризиса, являются в порядке убивания значимости: законность, общение, семья нравственность, работа, жизнь человека.1 1Э.Рахмон. Молодёжь будущее нации. Душанбе, 1988, -С.62-63. |
движении: проблема власти, проблема собственности, решение социальных неурядиц.1 Следовательно, от правильной расстановки политических сил внут\ ри каждого государства могут зависеть различные политические конфликты. В решении данных ситуаций велика роль и влияние политической культуры. Если люди имеют достаточный уровень политической культуры и политического сознания, то они глубоко осознают социально-политическую обстановку, правильно могут оценить конфликтную* ситуацию и проявить социальную активность в преодолении любой ситуации и выйти из социально-политических трудностей. Поэтому главная задача сегодняшнего дня заключается в формировании политической % культуры и политического сознания населения Таджикистана. Выступая на встрече с общественностью города Душанбе 14 февраля 1998 года Президент Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонов говорил: “Мы с уважением относимся к светлой религии ислама, вере наших отцов и предков, как к чистому источнику нравственности и духовности. В связи с этим хочу подчеркнуть, что мы, являясь сторонниками здоровых религиозных убеждений, будем содействовать распространению миротворческих взглядов и укреплению примиряющей роли светлой веры Ислама”.2 Выступая на IV съезде Народно-демократической партии Таджикистана 18 апреля 1998 года, Э.Ш.Рахмонов говорил: “Сохранение светского характера государства в условиях сохранения угрозы и радикализма является практически вопросом защиты и укрепления основ нашего демократического общества. Это можно назвать одним из важных достижений общества. Это можно назвать одним из важных достижений независимого Таджикистана”.3 741Саидбаев Т. России не грозит Исламская революция // Известия. 1993. 29 сент. 2Рахмонов Э.Ш. Душанбе-город дружбы и братства. -Душанбе. 1993. С.26-27.й 3Он же. Молодёжь будущее нации. Душанбе. 1998. С.62-63. 75 Таким образом, на основе обобщения и анализа приведённых в данной главе социально-политических и духовных предпосылок функционирования светского государства в Таджикистане и эмпирических данных можно обосновать вывод о том, что характер, состояние и особенности формирования политической культуры таджикского народа непосредственным образом определяются тем воздействием, которое оказывают на человека происходящие в настоящее время в стране экономические, социальные и политические преобразования. Одновременно идёт процесс влияния политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане. Создание и укрепление демократического, правового, светского государства в Таджикистане во многом зависят от результатов уровня л политической культуры населения республики. В результате деструктивного воздействия на человека данных процессов определяющей сущностной доминантой массовой политической культуры стал глубокий ценностный конфликт, выражающийся в усилении всех первичных экзистенциальных потребностей, углублении инстинктивных бессознательных начал, снижении О разумной “деятельностной” мотивации и критериев самоконтроля, ощущения людьми безвыходности и разочарования, осознания ими своей глобальной ненужности, невостребованное™ и отчуждённости от государственной системы, которая не может им гарантировать условия для законных путей достижения материального благополучия. Обобщение и анализ многочисленных факторов и примеров позволяют сделать заключение о том, что основными доминирующими ценностями ориентации таджикского народа, живущего в дестабилизационной фазе политического кризиса, являются в порядке убывания значимости: законность, общение, семья, нравственность, работа, жизнь человека. 133 на основе нации, любви к Родине, языку, науке, литературе, культуре и национального самосознания идёт процесс пробуждения чувства национальной гордости, воспитание народа в духе высших идей национального суверенитета и светского государства; объединение всех партий, политических сил, государственных, общественных и религиозных организаций под флагом Родины, идей национального единства и восстановления Таджикистана; защита и умножение материальных и духовных богатств народа, уважать и по достоинству ценить тех людей, которые внесли большой вклад в единение таджикского народа, развитие дружбы нашего народа с народами других стран. Обобщения и анализ многочисленных факторов и примеров позволяют нам сделать заключение о том, что основными доминирующими ценностями, ориентацией таджикского народа, живущего в дестабилизованной фазе политического кризиса, являются в порядке убывания значимости: законность, общение, семья, нравственность, работа, жизнь человека. Противоречивость и радикализм сознания отражаются в мотивационном парадоксе, признавая “законность” в качестве высшей экзистенциальной ценности, обеспечивающей его выживание. Человек в своих “деятельностных” представлениях о возможностях достижения желаемого материального благополучия готов нарушать Закон. Результаты проведённого исследования позволяют нам говорить о том, что наиболее значимыми критериями политического единомыслия в настоящий момент являются: социальный статус, уровень образования, национальность, место проживания, пол, возраст, уровень доходов граждан. Степень политической активности граждан в значительной степени определяется своими возможностями воздействовать на обстановку в целях реализации собственных ожиданий. |