Проверяемый текст
Раджабов, Сафарали; Влияние политической культуры на развитие светского государства в Таджикистане (Диссертация 1999)
[стр. 87]

87 некоторых странах Востока исламская религия служит официальной идеологией и представляет форму общественного сознания, и национальные конфликты там приобретают религиозную окраску.
Это происходит потому, что в некоторых странах в результате недостаточного уровня
политического сознания людей религиозная идентификация превалирует над национальным сознанием.
Анализ уровня религиозного состояния населения республики показывает, что поскольку влияние религии в национальной жизни народов является неодинаковым и очень противоречивым, поэтому одним из конфликтогенных факторов в Таджикистане является тип
межконфессиональных отношений.
В этой связи следует подчеркнуть, что когда говорят о роли Ислама в конфликтных событиях в тех или иных регионах республики, на первое место нужно ставить не ислам, а социальные явления.
Ислам всего-навсего та идея, в которой оказались завёрнутыми серьёзнейшие социально-политические требования народа.

Примером этому могут служить и конфликты в Фергане, которые идентичны конфликтам в Душанбе.
В этой связи необходимо отметить, что формирование
политического сознания является одним из важнейших факторов преодоления противоречия конфликтных ситуаций.
■ Опыт независимого суверенного Таджикистана показывает, что заключение компромиссов и достижение политического консенсуса в обществе зависит не только от взаимодействия политических факторов.
Оно
обусловлено множеством факторов, включая наличие полноценных наличных рыночных структур устойчивых политических институтов диалоговую (неконфронтационную) политическую культуру.
Поэтому надежду на преодоление деструктивности конфликтов не
следует связывать только с государственными структурам или с политическими партиями, хотя их роль невозможно переоценить.
Не менее
[стр. 67]

67 республике ещё недостаточно систематизированы профилактические мероприятия, направленные на предотвращение межнациональных антагонизмов.
Практический опыт показывает, что для преодоления конфликтных ситуаций важная роль принадлежит политической культуре.
В таджикской науке проблема межнациональных и внутринациональных конфликтов почти не исследовалась.
Затронуты лишь части этой проблемы со стороны таджикских учёных А.Имомова,4 А.Махмадова, М.Олимова, С.Сафарова, С.Джононова и др.1 В республике достаточно основательно проработаны такие аспекты межнациональных отношений, как проблемы улучшения экономического сотрудничества, гармонизации межнационального общения, социально психологические аспекты миграционного процесса, а также проблема становления двуязычья.
Сегодня, на наш взгляд, практический интерес представляет проблематика культурного контекста управления конфликтами.
В этой связи необходимо отметить, что формирование
политической культуры является одним из важнейших факторов преодоления конфликтных ситуаций.
Сегодня в Таджикистане ещё не исследована проблема политической культуры в преодолении конфликтных ситуаций.
Опыт открытых демократических обществ показывает, что заключение компромиссов и достижение политического консенсуса в обществе зависит не только от взаимодействия политических факторов.
Оно
г обусловлено множеством факторов, включая наличие полноценных рыночных структур, устойчивых политических институтов, диалоговую (неконфронтационную) политическую культуру, этос толерантности.
Поэтому надежду на преодоление деструктивности конфликтов не
сле1 Имомов А.
Межтаджикский конфликт: общественное согласие и согласительные документы // Центральная Азия.
1998.
№2; Махмадов А.
Согласия конфликта.
Куляб.
1995; Олимов М.
Проблемы методологии и прогноз в изучении межтаджикских конфликтов // Центральная Азия.
-1997.
№3.


[стр.,73]

Высшими национальными приоритетами страны являются мир и национальное единство всех таджикистанцев, независимо от их национальности, политической ориентации, вероисповедания и региональной принадлежности”.*1 Подписание этого исторического документа совершилось на высшем уровне разумной политической культуры и политической сознательности обеих сторон.
Конфликтные ситуации в условиях Таджикистана ещё не полностью преодолены.
Пока существует и действует религиозный фактор в межнациональных и внутринациональных отношениях, его целью будет попытка парализовать специфическую роль религиозного фактора в межнациональных конфликтах.
Это связанно с тем, что в некоторых странах Востока исламская религия служит официальной идеологией и представляет форму общественного сознания, и национальные конфликты там приобретают религиозную окраску.
Это происходит потому, что в некоторых странах в результате недостаточного уровня
политической культуры и политического сознания людей религиозная идентификация превалирует над национальным сознанием.
Анализ уровня религиозного состояния населения республики показывает, что поскольку влияние религии в национальной жизни народов является неодинаковым и очень противоречивым, поэтому одним из конфликтогенных факторов в Таджикистане является тип
межконфесиальных отношений.
В этой связи следует подчеркнуть, что когда говорят о роли Ислама в конфликтных событиях в тех или иных регионах республики, на первое место нужно ставить не ислам, а социальные явления.
Ислам всего-навсего та идея, в которой оказались завёрнутыми серьёзнейшие социально-политические требования народа.

И если отвлечься от ислама, то можно увидеть, что и в Фергане, и в Душанбе, и в Оше и др.
выдвигаются те же требования, что при любом политическом ________________________ ____________________________________________ 4 1Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане.
Душанбе.
1997.
С.26-27.
73

[Back]